Сибирские Огни № 001 - 1990
тельные нетрудовые доходы, или прямо под купленная (например, в торговле, общест венном питании и др. отраслях), экономи чески заинтересована в сохранении сущест вующего порядка и всячески его оберегает. Особенно нетерпимо данное положение в связи с тем, что в состав рабочего класса Сибири ежегодно приходит свыше 200 тыс. бывших учеников общеобразовательных и профессиональных школ. Именно они зна чительно способствовали росту его образо вательного уровня. Если в 1959 г. из каж дой тысячи рабочих региона только 327 имели высшее и среднее, (полное или непол ное) образование, то в 1987 г. — уже 838. Социальная ориентация и субъективные склонности значительной части молодого поколения вступают в противоречие с суще ствующими условиями общественного про изводства. Социальный конфликт начинает ся с «вынужденного» выбора пути. Затем, придя на производство, вчерашние выпуск ники школ и П Т У попадают в обстановку, далекую от их радужных представлений. Большинство из них в силу отсутствия или слабой профессиональной подготовки даже на производствах с невысоким технологи ческим уровнем становятся подсобными ра бочими или учениками. В итоге зарождаю щаяся социальная неудовлетворенность «вынужденным» выбором профессии разви вается и усугубляется реальным положени ем молодых людей на производстве, харак тером и содержанием выполняемых ими функций. Это свидетельствует о том, что в социаль ной структуре сибирского рабочего класса постоянно имеется большая социально-демо графическая группа, обладающая хороши ми объективными данными (молодой воз раст, высокий уровень образования), высо кими субъективными требованиями, свойст венными молодежи, и не имеющая полной возможности для их реализации. Законо мерно встает вопрос: специфические инте ресы данной группы? Видимо, особые, от личные, например, от интересов кадровых квалифицированных рабочих или, наоборот, от интересов кадровых малоквалифициро ванных рабочих. Эти интересы необходимо знать и учитывать, поскольку молодежь оп ределяет перспективы ведущего класса страны. Было бы необъективно не заметить, что у ряда рабочих Сибири происходят опреде ленные изменения в содержании труда. Данный процесс способствовал количествен ному росту квалифицированных групп в со ставе рабочего класса. Примерно 2 % рабо чих промышленности Сибири было занято автоматизированным трудом, у 44% он был механизирован и около 10 % занимались ремонтом и наладкой автоматических линий, машин и механизмов. Свыше 1,7 млн. про мышленных рабочих было занято такими видами труда. Видимо, именно здесь сосре доточен актив сибирских рабочих, который более всего заинтересован в успешном про ведении идущих преобразований в нашем обществе. Связанные с передовой техноло гией, остро ощущающие на себе задержки с ее внедрением (а это процесс не только технический, но и социальный), они объек тивно заинтересованы в лучшем приложе нии своих сил и умений, получении более эффективных результатов труда. Это делает их непримиримыми противниками всевоз можных уравнительных тенденций как в сфере оплаты труда, так и в сфере распреде ления других общественных благ. Подобные передовые группы рабочих имеются в каж дом отраслевом отряде рабочего класса Си бири. Среди строителей их насчитывается свыше 400 тыс. чел., в сельском хозяйстве это более чем полумиллионный отряд меха низаторов различного профиля. На транс порте и связи — около 550 тыс. чел., в нау ке и научном обслуживании около 190 тыс. рабочих и т. д. Данные слои рабочего класса подвергают ся в последние годы интенсивному изуче нию и оценке в социологической литературе различного характера. Их определяют сегод ня и как «рабочих-интеллигентов» и как «рабочих-специалистов» и т. д. В основе этого лежит, с одной стороны, желание представить его лучше, чем он есть, а с дру гой, дать иную социальную окраску, а, зна чит, и место в историческом процессе. Нам не кажутся удачными все эти термины, вносящие путаницу, намекающие на некий двойственный социальный статус этих слоев рабочих. Рабочий класс — понятие вполне устоявшееся, проверенное историче ской практикой и имеющее историческую перспективу, тесно связанную с его аван гардной ролью в решении эпохальных за дач, стоящих перед нашим обществом на данном этапе. Сомнения же в авангардной роли рабочего класса в перестройке отража ют скорее желаемую, чем действительную ситуацию, они не новы и неоднократно оп ровергнуты исторической практикой. В. И. Ленин еще в начале XX века адре совал сомневающимся следующие требова ния рабочих: «Это знание (политическое.— М. Е.) можете приобрести себе вы, интел лигенты, и вы обязаны доставлять нам его во сто и в тысячу раз больше, чем вы это делали до сих пор, и притом доставлять не в виде только рассуждений, брошюр и ста тей (которые часто бывают — простите за откровенность — скучноваты), а непременно в виде живых обличений того, что именно в данное время делает наше правительство и наши командующие классы во всех обла стях жизни. Исполняйте-ка поусерднее эту свою обязанность и поменьше толкуйте о «повышении активности рабочей массы». У нас активности гораздо больше, чем вы ду маете» (Поли. собр. соч.— Т. 6 .— С. 74). И сегодня это важнейшая задача интел лигенции — основной интеллектуальной си лы нашего общества. Замечательную харак теристику ей дал А. М. Горький, написав ший о том, что «русская интеллигенция — научная и рабочая — была, остается и еще долго будет единственной ломовой ло шадью, запряженной в тяжелый воз исто рии России». Правда, через 13 лет он наз вал эти слова ошибкой. Время показало, что не ошибался великий писатель. Даже ему, «основоположнику социалистического реа лизма», существующая в те годы реаль ность казалась социалистической, в том числе и «ряд фактов подлейшего вредитель ства со стороны части спецов» и «необходи мость в таких лагерях, как Соловки», и т. д. (Горький А. М. — Собр. соч. в 8 томах. Т. 3.— С. 287, 415). Это невероятно, непос
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2