Сибирские Огни № 001 - 1990

тельные нетрудовые доходы, или прямо под­ купленная (например, в торговле, общест­ венном питании и др. отраслях), экономи­ чески заинтересована в сохранении сущест­ вующего порядка и всячески его оберегает. Особенно нетерпимо данное положение в связи с тем, что в состав рабочего класса Сибири ежегодно приходит свыше 200 тыс. бывших учеников общеобразовательных и профессиональных школ. Именно они зна­ чительно способствовали росту его образо­ вательного уровня. Если в 1959 г. из каж­ дой тысячи рабочих региона только 327 имели высшее и среднее, (полное или непол­ ное) образование, то в 1987 г. — уже 838. Социальная ориентация и субъективные склонности значительной части молодого поколения вступают в противоречие с суще­ ствующими условиями общественного про­ изводства. Социальный конфликт начинает­ ся с «вынужденного» выбора пути. Затем, придя на производство, вчерашние выпуск­ ники школ и П Т У попадают в обстановку, далекую от их радужных представлений. Большинство из них в силу отсутствия или слабой профессиональной подготовки даже на производствах с невысоким технологи­ ческим уровнем становятся подсобными ра­ бочими или учениками. В итоге зарождаю­ щаяся социальная неудовлетворенность «вынужденным» выбором профессии разви­ вается и усугубляется реальным положени­ ем молодых людей на производстве, харак­ тером и содержанием выполняемых ими функций. Это свидетельствует о том, что в социаль­ ной структуре сибирского рабочего класса постоянно имеется большая социально-демо­ графическая группа, обладающая хороши­ ми объективными данными (молодой воз­ раст, высокий уровень образования), высо­ кими субъективными требованиями, свойст­ венными молодежи, и не имеющая полной возможности для их реализации. Законо­ мерно встает вопрос: специфические инте­ ресы данной группы? Видимо, особые, от­ личные, например, от интересов кадровых квалифицированных рабочих или, наоборот, от интересов кадровых малоквалифициро­ ванных рабочих. Эти интересы необходимо знать и учитывать, поскольку молодежь оп­ ределяет перспективы ведущего класса страны. Было бы необъективно не заметить, что у ряда рабочих Сибири происходят опреде­ ленные изменения в содержании труда. Данный процесс способствовал количествен­ ному росту квалифицированных групп в со­ ставе рабочего класса. Примерно 2 % рабо­ чих промышленности Сибири было занято автоматизированным трудом, у 44% он был механизирован и около 10 % занимались ремонтом и наладкой автоматических линий, машин и механизмов. Свыше 1,7 млн. про­ мышленных рабочих было занято такими видами труда. Видимо, именно здесь сосре­ доточен актив сибирских рабочих, который более всего заинтересован в успешном про­ ведении идущих преобразований в нашем обществе. Связанные с передовой техноло­ гией, остро ощущающие на себе задержки с ее внедрением (а это процесс не только технический, но и социальный), они объек­ тивно заинтересованы в лучшем приложе­ нии своих сил и умений, получении более эффективных результатов труда. Это делает их непримиримыми противниками всевоз­ можных уравнительных тенденций как в сфере оплаты труда, так и в сфере распреде­ ления других общественных благ. Подобные передовые группы рабочих имеются в каж­ дом отраслевом отряде рабочего класса Си­ бири. Среди строителей их насчитывается свыше 400 тыс. чел., в сельском хозяйстве это более чем полумиллионный отряд меха­ низаторов различного профиля. На транс­ порте и связи — около 550 тыс. чел., в нау­ ке и научном обслуживании около 190 тыс. рабочих и т. д. Данные слои рабочего класса подвергают­ ся в последние годы интенсивному изуче­ нию и оценке в социологической литературе различного характера. Их определяют сегод­ ня и как «рабочих-интеллигентов» и как «рабочих-специалистов» и т. д. В основе этого лежит, с одной стороны, желание представить его лучше, чем он есть, а с дру­ гой, дать иную социальную окраску, а, зна­ чит, и место в историческом процессе. Нам не кажутся удачными все эти термины, вносящие путаницу, намекающие на некий двойственный социальный статус этих слоев рабочих. Рабочий класс — понятие вполне устоявшееся, проверенное историче­ ской практикой и имеющее историческую перспективу, тесно связанную с его аван­ гардной ролью в решении эпохальных за­ дач, стоящих перед нашим обществом на данном этапе. Сомнения же в авангардной роли рабочего класса в перестройке отража­ ют скорее желаемую, чем действительную ситуацию, они не новы и неоднократно оп­ ровергнуты исторической практикой. В. И. Ленин еще в начале XX века адре­ совал сомневающимся следующие требова­ ния рабочих: «Это знание (политическое.— М. Е.) можете приобрести себе вы, интел­ лигенты, и вы обязаны доставлять нам его во сто и в тысячу раз больше, чем вы это делали до сих пор, и притом доставлять не в виде только рассуждений, брошюр и ста­ тей (которые часто бывают — простите за откровенность — скучноваты), а непременно в виде живых обличений того, что именно в данное время делает наше правительство и наши командующие классы во всех обла­ стях жизни. Исполняйте-ка поусерднее эту свою обязанность и поменьше толкуйте о «повышении активности рабочей массы». У нас активности гораздо больше, чем вы ду­ маете» (Поли. собр. соч.— Т. 6 .— С. 74). И сегодня это важнейшая задача интел­ лигенции — основной интеллектуальной си­ лы нашего общества. Замечательную харак­ теристику ей дал А. М. Горький, написав­ ший о том, что «русская интеллигенция — научная и рабочая — была, остается и еще долго будет единственной ломовой ло­ шадью, запряженной в тяжелый воз исто­ рии России». Правда, через 13 лет он наз­ вал эти слова ошибкой. Время показало, что не ошибался великий писатель. Даже ему, «основоположнику социалистического реа­ лизма», существующая в те годы реаль­ ность казалась социалистической, в том числе и «ряд фактов подлейшего вредитель­ ства со стороны части спецов» и «необходи­ мость в таких лагерях, как Соловки», и т. д. (Горький А. М. — Собр. соч. в 8 томах. Т. 3.— С. 287, 415). Это невероятно, непос

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2