Сибирские Огни № 001 - 1990
порядка, пьяниц и т. д. А прибавьте сюда значительное количество лиц, вливающихся в ряды рабочих после отбытия различных сроков наказания в исправительно-трудовых учреждениях. Например, в машиностроение и химию Сибири в составе новых пополне ний в начале 80-х гг. ежегодно приходило 5 % лиц, освобожденных из мест заключе ния. Да что говорить об этом. Наша ста тистика практически всех отбывающих на казание в местах лишения свободы относит при учетах и переписях населения к рабоче му классу. Трудно даже предположить, что рабочие не понимают всего того, что ощущают на себе в повседневной жизни, сравнивая реа лии бытия. Они протестовали и продолжа ют протестовать против существующего по ложения. И протест этот принимал самые различные, в том числе и вышеуказанные, уродливые формы. Рабочий фольклор за фиксировал ряд выражений и высказываний типа: «сколько можно кормить нас завтра ками», «если раньше у рабочих ничего не было, кроме цепей, то теперь появилось «светлое будущее». Короче говоря, извест ное философское положение о том, что бы тие определяет сознание, работает вовсю. Особенно заметно оживилась общественная активность рабочих в последние, перестроеч ные годы. Всё решительней и смелее высту пают против того, чтобы по-прежнему гово рили не они, а от их имени, особенно не приемлют они прежнее насаждение психо логии «винтиков», используют более зрелые формы борьбы с этими проявлениями. Их требования распространяются от желания иметь собственный печатный орган, права на забастовки, которые уже проходят, в том числе и в Сибири, до права на рабочий контроль за ходом перестройки (см.: Прав д а - - - 1989— 13 апреля; Советская Россия— 1989 — 8 апреля; Литературная газета — 1989 — 29 марта и др.). Следует сегодня прямо сказать и о том, что по-прежнему происходит эксплуатация рабочего класса, хотя она и закамуфлирова на в «социалистические цвета». И рабочие это понимают. Стоит только познакомиться с рабочей почтой, идущей в различные пе чатные издания страны (см.: Правда — 1989 — 10 марта; Известия — 1989— 10 апреля; Советская Россия— 1989 — 29 января; Со ветская Сибирь— 1989 — 29 апреля; Вечер ний Новосибирск— 1989 — 11 мая и др.). Все это вселяет социальный оптимизм и по зволяет убедиться в исторической правоте Известного положения К- Маркса о том, что «дело не в том, в чем в данный момент ви дит свою цель тот или иной пролетарий или даже весь пролетариат. Дело в том, что такое пролетариат на самом деле и что он сообразно этому своему бытию исторически вынужден будет делать» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч.— Т. 2.— С. 40). За дача сейчас в том, чтобы в этом рабочем бытии широчайшее развитие получили демо кратические инициативы масс, в практиче ской деятельности которых будут отвергать ся старые, отжившие формы общественного развития и возникать новые, как результат творчества трудящихся. Исторический опыт показывает (вспомним Советы, рожденные пролетарским движением), что классовый инстинкт, классовое чутье рабочего класса ■— лучший и самый верный путеводитель в сложных лабиринтах общественной прак тики. Тем не менее, имеются еще силы, ко торые никак не хотят расстаться с положе нием и ролью диспетчеров, управляющих этой практикой, нередко заводящих ее в самое «логово минотавра». И тем легче им это было делать, чем прочнее в сознании рабочего сохранялась и сохраняется кон формистская пассивность ожидания соци альных подаяний. Подобное сознание существует пока у большего числа сибирских рабочих. Мало того, оно закрепляется условиями их бытия, материальный уровень которого чрезвычай но низок. Способствует этому и то, что за последние тридцать лет характер и содер жание труда рабочего класса Сибири не претерпели кардинальных изменений. По настоящий момент в его рядах происходит рост абсолютной численности рабочих, за нятых тяжелым, неквалифицированным ручным трудом. В составе сибирских рабо чих имеются огромные контингенты людей, которые наполовину, а по некоторым от раслям до 3/4, используют данный труд. Практически доиндустриальными видами труда занято более 700 тыс. сельскохозяй ственных рабочих, более 500 тыс. строитель ных, столько же рабочих торговли, общест венного питания, заготовок, снабжения и сбыта, еще больше в отраслях нематериаль ного производства и т. д. Даже в про мышленности и на транспорте Сибири более 44% персонала трудилось подобным обра зом. При этом не следует забывать все несовер шенство методики государственной ста тистики, классифицирующей рабочих по видам труда. Например, рабочий на лесопо вале, весь трудовой день таскающий много килограммовую бензопилу, относится к ли цам, «занятым механизированным трудом». В целом в Сибири нынче почти 5 млн. рабо чих еще не коснулись существенные измене ния в характере и содержании труда. Здесь еще не стали господствующими, определяю щими тенденции научно-технической рево люции. Более того, в целом их труд не стал еще даже в полном смысле слова ин дустриальным. Это еще одно свидетельство того, что и в качественном отношении рез ких изменений, формационного характера в основной социальной силе нашего общества не произошло. И это не удивительно, по скольку они определялись преимущественно экстенсивными формами развития народ ного хозяйства. Наличие указанной категории рабочих оп ределялось не только существующим уров нем развития производства. Во многих слу чаях ее сохраняли и увеличивали инъекция ми экономического содержания. Со ссылка ми на пресловутую «производственную не обходимость», на оплату труда низкоквали фицированных и неквалифицированных ра бочих направлялись явно завышенные фон ды, не соответствующие трудовым затра там. В итоге значительная часть рабочих, получающих доплаты за непрестижность, тяжесть труда, не хотят его ликвидации, потому что не готовы трудиться по-друго му, да и не умеют. А это означает, что они мало заинтересованы в успехе перестройки. Более того, та часть из них, которая имеет возможность извлекать из своего положения на общественном производстве дополни- 5 Сибирские огни № 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2