Сибирские Огни № 001 - 1990
целый легион, на правом крыле которого мы без труда обнаружим и Р. Рывкину, яростно обличающую сегодня сторонников данного подхода. Широко известны работы этого автора по сибирской деревне, многие из которых созданы совместно с Т. Заслав ской. В них она недвусмысленно пишет о двух формах собственности, внутриклассо вой дифференциации членов социалистиче ского общества и т. д. (Проблема системно го изучения деревни.— Новосибирск, 1975.—- С. 212, 2 11 и др.). А сегодня, в упомянутой ранее статье, Р. Рывкина темпераментно утверждает: «Различий между рабочими и колхозниками по характеру собственности никогда не было — ни в тридцатые, ни в пятидесятые, ни в более поздние годы». Од нако не так легко, видимо, отказаться от прежних позиций и реалий, которые вынуж дают автора тут же говорить: «С создани ем индустрии действительно рос рабочий класс. Естественно, уходили колхозники, по скольку деревня превращалась в совхоз ную». С таким же успехом Р. Рывкина пи сала и о развитом социализме, в том числе далеко после апрельского (1985 г.) Плену ма Ц К КП С С (Пути совершенствования со циального механизма развития советской экономики.— Новосибирск, 1955.— С. 30, подписан к печати 12 декабря 1985 г.). Как видно, каждый из нас вносил свою лепту в «развитие» или «застой», не знаю, как определить точнее, общественных наук в предшествующие годы. Только кто-то больше, а кто-то меньше. Больше, видимо, тот, чьи идеи и теории внедрялись не толь ко в общественное сознание, но и получали практическое воплощение. Поэтому следует оставить подобные приемы в научной поле мике, где больше проглядываются личност ные мотивы, чем научная объективность. А в указанной первой статье Р. Р ыбкиной это сквозит в каждой странице. Так, В. И. Ленин еще в работе «Рецензия на книгу К. Каутского «Бернштейн и социал-демо кратическая программа» указывал, что он, К. Каутский, отмечал своеобразное поло жение интеллигенции, примыкающей к раз личным классам и слоям. А Р. Рывкина ста вит это в заслугу проф. О. И. Шкаратану. Кто спорит: О. И. Шкаратан — блестящий ученый и прекрасный человек! Но зачем же, как говорил известный персонаж, «стулья ломать». Более того, автор категорично ут верждает, что В. И. Ленин «не писал и не мог писать о колхозном крестьянстве. Об интеллигенции как прослойке он тоже не писал». Что касается первого предложения, то оно не требует особых доказательств и -непонят но, с кем здесь автор полемизирует. Скорее всего это риторическая фраза. А вот относи тельно верности второй части цитаты по зволю себе усомниться, поскольку широко известна работа В. И. Ленина «Проект те зисов о роли и задачах профсоюзов», в ко торой он писал: «Мы еще не скоро сможем осуществить, но во что бы то ни стало должны осуществить то, чтобы спецам, как особой социальной прослойке, которая оста нется особой прослойкой впредь до дости жения самой высокой ступени развития ком мунистического общества, жилось при со циализме лучше, чем при капитализме...». Разве не об интеллигенции здесь идет речь? Более плодотворным и объективным пред ставляется подход к данной проблеме акад. Т. Заславской. Она также критически отно сится к такой называемой «трехчленке». Од нако не отметает все с ходу, а совершенно справедливо пишет «о необходимости раз работки более конкретного и релевантного представления о структуре нашего общества, которая, по-видимому, должна быть не проще, а сложнее структур капиталистиче ских обществ, равно как структуры совет ского общества, скажем, начала 30-х годов» (Иного не дано.—М., 1988). С этих позиций она и определяет основные социальные си лы нашего общества: различные слои рабо чего класса, колхозное крестьянство, отли чающиеся по характеру труда группы ин теллигенции, мелкие социалистические пред приниматели, группы организованной пре ступности, объединяющие коррумпирован, ных работников аппарата управления, дель цов теневой экономики, ответственных ра ботников торговли и бытового обслужива ния. (Кто они по характеру своей легаль ной деятельности? Видимо, тоже интелли генция и служащие). Кстати, автор прямо говорит о квазисторонниках, встречающих ся во всех группах интеллигенции, выполня ющих управленческие и исполнительские функции. Сюда же Т. Заславская относит и разложившуюся часть рабочих и служащих. Как видно, на какие бы группы ни раскла дывала ученый-социолог социальную струк туру, все они, в конечном итоге, окрашены в социально-классовый «цвет». Это объек тивная реальность, от которой никуда не уйдешь. Таким образом, социально-классовый под ход к анализу социальной структуры необ ходим как основа для более глубокого и де тального анализа. Жизненно важно вести в этом направлении постоянный поиск, анали зировать и вскрывать проблемы, имеющиеся во взаимоотношениях классов и обществен ных групп. Сложность сколько-нибудь ус пешного решения данной темы логически и практически вытекает из сложившегося в нашем представлении застывшего образа со циалистических производственных отноше ний. Упрощенное представление о механиз ме совершенствования социалистических производственных отношений привело к то му, что социальная структура нашего обще ства изображается схематичной, лишенной противоречий и динамизма многообразных интересов его различных слоев и групп. Подобное положение базируется на утвер дившемся мнении об отсутствии социального содержания в социалистических производст венных отношениях. Происходящие в нашем обществе переме ны показывают, что в нем идет борьба, об наруживающая различные социальные силы. Это свидетельствует в пользу того, что се годня измерение социальной структуры со ветского общества только классовыми кате гориями не может дать полного представле ния о ней во всей совокупности ее макро- и микроэлементов. Необходимо выявлять и анализировать внутриклассовые и внутри- социальные срезы, дополняющие реальное положение и роль различных слоев и групп в общественном производстве и организации труда, в сфере распределения, обмена и по требления (Ленин В. И. Поли. собр. соч.— Т. 39.— С. 15). Свое внешнее выражение в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2