Сибирские Огни № 001 - 1990

истории, праву и т. д. Отказавшись от этого института, не создав ничего похожего внут­ ри коммунистического движения, мы заме­ нили его суррогатами из политработников с «кодексами» и тем лишили себя контакта с душами миллионов людей, разрушили тра­ диции и память народа, лишили его мораль­ но-нравственных основ. Все это и привело к тому распаду общества, который мы сегод­ ня наблюдаем. Шахтеры Кузбасса поднялись ведь не только против экономических неурядиц. Не дефицит мыла и мяса был основной причиной их забастовки. Последний был лишь пуско­ вым механизмом движения массы людей, протестовавших против бездушного, неува­ жительного отношения к их нуждам. Те, кто бывали в эти дни на площадях шахтерских городов, неоднократно слышали сетования на то, что более всего шахтеров задевало пренебрежительное отношение «чинов», при­ езжавших «на место» по их письмам, но так и не вышедших к народу из начальственных кабинетов. Одним из главных их требова­ ний, между прочим, было желание л и ч н о й встречи с Генеральным секретарем. Тоска по взаимопониманию, по исповедальности — вот чего не хватало, быть может, даже больше, чем злополучных сахара и мыла. Разрыв духовной связи между трудящими­ ся, с одной стороны, и отечественной «эли­ той»: партийным и хозяйственным аппара­ том — с другой, является сегодня одной из главных причин обострения общественных отношений. Поэтому наряду с решением социально- экономических и политических вопросов, чем в основном сегодня заняты теоретики и практики всех уровней, следовало бы поду­ мать и о заполнении духовной «ниши», необ­ ходимость которой коммунисты долгие деся­ тилетия игнорировали. В связи с этим риск­ ну поставить вопрос не только о консенсусе нашей идеологии и партийной деятельности с религией и церковью, но и о необходимо­ сти поиска путей сотрудничества, совмест­ ной деятельности и даже идеологического симбиоза, что, кстати, уже осторожно прак­ тикуется некоторыми зарубежными комму­ нистическими организациями, например, итальянскими и латиноамериканскими. На­ ша попытка создать «новую» мораль, нрав­ ственность, обряды, традиции окончилась неудачей. И не могло быть иначе. На пусты­ ре «мира, разрушенного до основания», не могло обнаружиться материала, сравнимого с тысячелетним наследием культуры челове­ чества. Вопрос, разумеется, наисложнейший, но решать его все равно придется. Не нам, так нашим детям. Поэтому предлагаю уже сегодня начать его обсуждение. Заканчивая на этом свои краткие и то­ ропливые заметки, написанные по горячим следам событий, надеюсь, что они послужат поводом для более обстоятельных и более обоснованных исследований, необходимых для срочного решения некоторых острейших проблем перестройки. Владислав Иванович Куканов родился в 1935 году в городе Улан-Удэ. Окончил Грузинский государственный политехнический институт. Работает главным специалистом в новокузнецком отделении «УралНИИстройпроект». Публицистические статьи публиковались в журнале «Коммунист Грузии», газете «Кузбасс». Живет в Новокузнецке.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2