Сибирские Огни № 001 - 1990
истории, праву и т. д. Отказавшись от этого института, не создав ничего похожего внут ри коммунистического движения, мы заме нили его суррогатами из политработников с «кодексами» и тем лишили себя контакта с душами миллионов людей, разрушили тра диции и память народа, лишили его мораль но-нравственных основ. Все это и привело к тому распаду общества, который мы сегод ня наблюдаем. Шахтеры Кузбасса поднялись ведь не только против экономических неурядиц. Не дефицит мыла и мяса был основной причиной их забастовки. Последний был лишь пуско вым механизмом движения массы людей, протестовавших против бездушного, неува жительного отношения к их нуждам. Те, кто бывали в эти дни на площадях шахтерских городов, неоднократно слышали сетования на то, что более всего шахтеров задевало пренебрежительное отношение «чинов», при езжавших «на место» по их письмам, но так и не вышедших к народу из начальственных кабинетов. Одним из главных их требова ний, между прочим, было желание л и ч н о й встречи с Генеральным секретарем. Тоска по взаимопониманию, по исповедальности — вот чего не хватало, быть может, даже больше, чем злополучных сахара и мыла. Разрыв духовной связи между трудящими ся, с одной стороны, и отечественной «эли той»: партийным и хозяйственным аппара том — с другой, является сегодня одной из главных причин обострения общественных отношений. Поэтому наряду с решением социально- экономических и политических вопросов, чем в основном сегодня заняты теоретики и практики всех уровней, следовало бы поду мать и о заполнении духовной «ниши», необ ходимость которой коммунисты долгие деся тилетия игнорировали. В связи с этим риск ну поставить вопрос не только о консенсусе нашей идеологии и партийной деятельности с религией и церковью, но и о необходимо сти поиска путей сотрудничества, совмест ной деятельности и даже идеологического симбиоза, что, кстати, уже осторожно прак тикуется некоторыми зарубежными комму нистическими организациями, например, итальянскими и латиноамериканскими. На ша попытка создать «новую» мораль, нрав ственность, обряды, традиции окончилась неудачей. И не могло быть иначе. На пусты ре «мира, разрушенного до основания», не могло обнаружиться материала, сравнимого с тысячелетним наследием культуры челове чества. Вопрос, разумеется, наисложнейший, но решать его все равно придется. Не нам, так нашим детям. Поэтому предлагаю уже сегодня начать его обсуждение. Заканчивая на этом свои краткие и то ропливые заметки, написанные по горячим следам событий, надеюсь, что они послужат поводом для более обстоятельных и более обоснованных исследований, необходимых для срочного решения некоторых острейших проблем перестройки. Владислав Иванович Куканов родился в 1935 году в городе Улан-Удэ. Окончил Грузинский государственный политехнический институт. Работает главным специалистом в новокузнецком отделении «УралНИИстройпроект». Публицистические статьи публиковались в журнале «Коммунист Грузии», газете «Кузбасс». Живет в Новокузнецке.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2