Сибирские Огни № 001 - 1990
стве, разъединяющей наше общество по классовому признаку, в условиях, когда границы классов все более и более размы ваются,— необходимо немедленно и резко отказаться. Необходимо в основу новой марксистской парадигмы положить не «классовый», а общечеловеческий подход, который, между прочим, является сутью, основой «нового политического мышления». IV С идеологической проблемой тесно связа на проблема судьбы коммунистической пар тии, ее места в жизни общества, ее про граммы, ее целей и методов их достиже ния. Изменение идеологических доктрин не избежно повлечет за собой коренное изме нение всех сфер деятельности партии, при ведет к изменению ее структуры, потребует кардинальной ломки ее кадрового аппарата. В кадровом составе партии всегда четко выделялись три главные группы ее членов: идеологи-теоретики, аппаратчики-организа торы и основная армия коммунистов, в массе своей являвшихся просто в е р у ю щи ми : в идею, в мифы, в лидеров и «вождей». Вся идеологическая работа пар тии подчинена догме воспитания «идеологи чески выдержанного» и «политически зре лого» человека. А это невозможно в прин ципе, да и не нужно, и даже чрезвычайно вредно. Летом 1984 года в «Комсомольской прав де» было опубликовано письмо молодого парня, разочаровавшегося в «марксизме». Ему ответил наш видный философ, который доказывал, что изучением марксизма нужно заниматься всю жизнь, и лишь тогда мож но стать «идейно убежденным человеком». Вывод был настолько же справедливый, сколь и абсурдный для практической жиз ни. Грубо говоря, именно здесь и содер жится одна из главных ошибок партии, марксистов. Последние верили, что осво божденный от эксплуатации рабочий класс сразу же бросится изучать философию, по литэкономию и шедевры древнего Рима, как это сделал друг К. Маркса рабочий-коже венник Дицген. А рабочие предпочли этому пивную... Почему это произошло и могло ли быть иначе? Об этом сегодня думают, размышляют, пишут. Но исследования за рубежных социологов показывают, что и м е ю т с п о с о б н о с т и к теоретическо му мышлению не более 5—7 процентов всего населения, а реализует ее малая часть способных из-за невозможности, не желания или практической бесполезности этих знаний для практической жизни. На мой взгляд, стране сегодня нужен один авторитетный теоретик с командой хорошо его понимающих теоретиков-интерпретато- ров, практиков, администраторов, менедже ров, и две—три такие же команды с аль тернативными программами, необходимыми на случай неудачи ведущего. Кроме лиде ров, необходимы, конечно, и теоретики по разным сферам человеческой деятельности, работы которых будут использоваться тео- ретиками-лидерами для уточнения и совер шенствования своих программ. Все же ос тальное население страны нуждается в д о в е р и и к лидеру и в е р е в его про грамму, в лозунги, в комплекс морально нравственных канонов, вытекающих из его программы. Пока же положение иное. Образно гово ря, теоретики — это голова, мозг партии. Тя желой рукой Сталина партия была обезглав лена. Тот мыльный пузырь, который был на дут вместо головы псевдотеоретиками, се годня, наконец, лопнул, а появившиеся на его месте множество голов никак не могут договориться между собой. В результате лозунг «Больше социализма!», не наполнен ный содержанием, все больше становится схожим с печально известным лозунгом «экономной экономики». В условиях гласности, плюрализма мне ний, существования разного рода группо вых интересов, для защиты и представле ния которых стремительно быстро органи зуются разного рода фракции, ассоциации, фронты, консолидирующиеся на политиче ских платформах, уже сегодня практически не отличающихся от «партийных» — в тра диционном понимании термина «партия»,— все сильнее обостряется вопрос о роли и значении КП С С в жизни советского обще ства. Где та политическая «ниша», которую необходимо занять коммунистической пар тии в ходе перестройки? Для осознания этого необходимо, во-пер вых, четко разобраться в иерархии общест венных отношений, которые сегодня скреп ляют (и разъединяют) человеческую циви лизацию. Грубо весь этот комплекс челове ческих отношений можно разметить на шесть более или менее выделяющихся уров ней: личностный, групповой (в узком значе нии), классовый и национальный, общест венный, международный и, наконец, обще человеческий. Подчеркиваю,— это очень грубое деление, удобное лишь для иллюст рации последующего тезиса. Для определения роли и места коммуни стической партии необходимо, во-вторых, разобраться с самим термином «партия». Является ли К П С С «партией» в общепри нятом значении этого слова? Ведь термин «партия» ведет свое происхождение от ла тинского «pars» — часть, группа, и по уста новившемуся толкованию означает самую активную часть класса (или крупной обще ственной группы), объединенной в полити ческую организацию, выражающую интере сы этого класса (или этой группы). Имеет ли подобное толкование отношение к Ком мунистической партии Советского Союза? Нет, по моему мнению, не имеет. Лишь сам термин в наименовании — партия— еще сохраняет какую-то историческую память о происхождении КПСС . Сущность же этой организации, ее цели и идеалы давным- давно вышли за рамки узкого содержания этого термина. Ведь даже в годы культа и застоя, когда организованность членов пар тии и сила ее авторитета использовались за частую для достижений каких-то группо вых или личных целей и интересов, проти воположных ее идеалам, Коммунистическая партия в целом, в сознании подавляющего большинства ее членов, оставалась органи зацией, преследующей в первую очередь не личностные, не групповые, и даже не клас совые, а общественные и интернациональ ные интересы. Без этого не были бы воз можны политические успехи перестройки. КП СС давно уже стала не только партией рабочего класса, но партией всего народа. Ш
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2