Сибирские Огни № 001 - 1990
ных отношений. Эффективные реформы воз можны только в стабильном обществе. История же показывает, что стабильность общества обеспечивается комплексом выра ботанных и поддерживаемых им законов, правил поведения, традиций и т. д., которые, в свою очередь, формируются в основном с помощью одного из трех факторов: религии, идеологии или насилия (при диктатуре). Возможны их сочетания. Религию мы давно отринули, от насилия совсем недавно отка зались, догматическая идеология рухнула, и контуры новой пока просматриваются пло хо, во всяком случае, с точки зрения массо вого сознания. Образовался вакуум, кото рый быстро заполняется представлениями, выражающими эгоистические групповые, на ционалистические, местнические и прочие уз кие интересы подчас экстремистского толка, которые дестабилизируют обстановку в стране. Как воздух нужны объединяющие идеи, концепции, предложения, которые, учи тывая и согласовывая все перечисленные ин тересы, объединяли бы общество на основе консенсуса. На основе каких идей и концепций может быть выработана оперативная, «среднесроч ная» и долгосрочная политика согласия, консенсуса, объединяющая общество? Ана лиз сегодняшней ситуации, прогнозы на бли жайшее и более отдаленное будущее пока зывают, что догматическая интерпретация марксистской теории, которая служила нам в качестве идеологии последние десятиле тия, эту функцию выполнять не может. Но само по себе учение Маркса — Ленина со держит в себе огромную диалектическую, прогностическую и объединяющую силу, ре ализация которой в новой коммунистиче ской парадигме и является, на наш взгляд, основной задачей советских марксистов. Пересмотр, ревизию всего нашего теорети ческого хозяйства следовало бы начать, на верное, с устранения р а з ъ е д и н я ю щ и х догм, унаследованных от прошлого. К примеру, узкое толкование термина «рабочий класс», распространяемое лишь на рабочих материального производства, заня тых преимущественно физическим трудом. Такое примитивно-упрощенное понимание, чрезвычайно широко распространенное не только в обыденном сознании всех слоев общества, но, что чрезвычайно важно, и в мозгах партийных аппаратчиков всех уров ней, пропагандистов, преподавателей, ответ работников, позволяло чрезвычайно «про сто» толковать теорию Маркса: «рабочий класс» — это «класс-гегемон», он создает материальные блага, за счет которых живет весь остальной народ, а потому нужно «ра ботать» с «рабочим классом», проявляя в первую очередь «классовый подход», то есть соблюдая приоритеты рабочего класса перед всеми другими слоями и прослойками тру дящегося населения. 70 лет вдалбливания этого, укороченного на голову, тезиса Марк са не могли не сказаться аналогичным же образом на развитии общественного само сознания, на развитии общественных отно шений и производства. В результате мы получили безголовую науку и особенно образование, безголовое управление и безголовую экономику, кото рая, естественно, криком кричит, что ей «не хватает» р а б о ч и х рук. Рук ей не хватает. Ей нечем понять, что не рук, а го ловы ей не хватает... Ей бы понять, что национальный продукт, национальное богат ство, богатства всего цивилизованного мира, общечеловеческие ценности создаются не только «рабочими руками». «Водопровод, сработанный еще рабами Рима», воплоща ет собой не столько материализацию му скульной рабской силы, сколько интеллекта тех из наших предков, которые создали проект (пусть даже в уме) этого водопро вода, разработали связующие растворы для кладки, организовали его сооружение. Пло тина же на Кара-Богаз-Голе, дома из же лезобетона в Ленинакане, Т У -144, химком бинат на Байкале — символы и памятники «общества рабочих рук», которое не в со стоянии понять, что общественное богатст во есть не столько продукт затрат труда рабочего класса, сколько р е з у л ь т а т т р у д а в с е г о о б щ е с т в а . На этом же догматическом тезисе долго формировался и до сих пор еще сохранился в умах людей весь букет разделяющих, про тивопоставляющих, иногда оскорбляющих выводов: об исключительно «передовом зна чении роста численности рабочего класса», о «классовом характере партии», о необходи мости «классового подхода» (сходные положения использует даже М. Горба чев в своих выступлениях; тот самый М. Горбачев, что является автором и инициатором политики «нового политиче ского мышления»), о нахлебнической ро ли интеллигенции, которую якобы «кормит» рабочий класс, о мелкобуржуазности кре стьянства, которое якобы нуждается в «орабочивании» (отсюда— совхозы, отсюда «неперспективные деревни» и «агрогорода»). Эти же идеологические догмы заложены в фундамент нашей затратной экономики, которая ориентирована на перераспределе ние затрат, ресурсов, в первую очередь в направлении ресурсоемких отраслей, где сосредоточена большая часть рабочего класса: в металлургию, в рудокопно-топ ливные отрасли, в тяжелое машинострое ние для рудокопных отраслей, но не в от расли наукоемкие, не в сферы эффектив ных научно-технических направлений, не в сферы, ориентированные на удовлетворение потребностей человека. В статьях Е. Гайда ра и других в журнале «Коммунист» в 1988 г. приводились примеры чудовищных перекосов нашей политики капиталовложе ний, определяющей условия труда и нашей жизни на ближайшие годы: если ресурсо емкие отрасли-гегемоны (Минчермет, Мин- водхоз, Минхимпром и другие — всего 7 отраслей) вели капитальное строительство в объеме 350 млрд, руб., то наукоемкие ми нистерства (Минрадиопром, Минэлектрон- пром и др.) получали в год на свое разви тие лишь по полтора— два млрд, рублей. Гигантские дефициты бюджета, пустота прилавков, остаточный принцип для куль туры, для сфер образования, для всех сфер, где формируется сознание, квалификация, мораль, традиции, совесть человека — все это результат догматизации идеологической доктрины, которая в таком примитивном виде никогда не следовала напрямую из теории Маркса — Ленина. От этой разорительной догмы, основной причины нашей нищеты, основной причины антиинтеллектуальных настроений в обще
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2