Сибирские Огни № 001 - 1990
дали так: мы жизни не видели, так пусть хотя бы Костик увидит. Мы чурками слепыми жизнь прожили, так хоть ты-то, сын, выучись, стань человеком. И пододвигали ему, бывало, лучший кусок, а видя его с книгой, не обременяли работой по хозяйству. Да и с учителем в младших классах повезло. Пожилой, седень кий, необыкновенно подвижный Яков Якович не стоял истуканом у классной доски, а весь урок был в волнении, в движении. В любую минуту мог оказаться и на Камчатке и накрыть иного любителя пол зать под партами. С незапамятных времен учивший окраинную ре бятню, он знал о них все, все их игры и проделки, и этим обезору живал... Правда, мог дать и подзатыльник, но какой-то необидный подзатыльник... А кроме того, Яков Якович умел играть на их ребя ческом честолюбии, подогревал, что называется, дух состязательно сти. «Ну-ка, ну-ка,— радостным тенорком говорил он, раздав тетрад ки,— поднимите руки, у кого сегодня пятерка...» И как счастливо колотилось у Кости сердце, когда его рука оказывалась среди двух трех поднятых во всем классе!.. Как сладко обжигал ласково-одобри тельный взгляд Якова Яковича!.. Почему из трех вузов, что имелись в их небольшом городе, он, Костя, выбрал именно технический? Может, здесь промашка выш ла?.. Так нет же, была же тяга к технике, была. А началось всё с мо тоцикла... У отца был разбитый-преразбитый, купленный с рук ИЖ- 56 — самый что ни на есть драндулет. Отец на нем ездил на дальние степные озера рыбачить. Но чтобы съездить на рыбалку, нужно было всякий раз изрядно потрудиться — то ослаб амортизатор, то износи лись поршневые кольца, то застучал «палец» в кривошипно-шатунном механизме. А запчастей в продаже в те годы не было, и, стало, быть, чтобы держать мотоцикл на ходу, многое приходилось делать самим. Со временем в сарае-гараже у Топорковых образовалась настоящая ма стерская: стеллажи с деталями, инструменты, слесарный верстак и даже списанные токарный и сверлильный станочки. Помогая отцу, Костя учился разбирать и собирать узлы и механизмы, пилить на пильником, паять, точить, сверлить. А в это время отец, вытирая ве тошью руки, рассказывал: «Лежим мы, пехота, на брюхе на мерзлой земле, а он нас поливает, он поливает — ну головы не поднять!.. И на двигаются эти пятнистые «пантеры», и вот-вот начнут они нас да вить... Всё, думаю про себя, крышка. И под каской волосы шевелят ся... Но не пришел, видно, наш час... Оглянулся и вижу — из леса на перехват наши «тридцатьчетверки». И как они на него пошли, как пошли — ну искры из-под гусениц!.. Тут уж и мы поднялись, и кто «ура», кто «в бога мать»... Эта нескончаемая возня с мотоциклом, эти рассказы отца о тан ках, «катюшах», «истребках», этот восторг пехотинца перед могучей боевой техникой,— всё это исподволь влияло на Костю, будило в нем смутный порыв быть причастным к созданию умных и мощных ма шин... Да и предметы в институте оказались сплошь головоломные — начертательная геометрия, теоретическая механика, сопромат, тех нология машиностроения,— но чем головоломнее, тем интереснее!.. И опять, как в школе, повезло с учителем... Высокий седовласый доцент Петровский читал курс лекций по теории механизмов и машин, и как читал!.. Если другие преподаватели монотон но бубнили, нагоняя на аудиторию сонливую скуку, то Пет ровский читал с подъемом, ораторского искусства ему было не занимать. Если другие преподаватели могли прийти на лекцию в из мятых брюках, непричесанными, небритыми, то Петровский не мог себе позволить и малейшей небрежности. Если другие читали «от сих до сих», сугубо по программе, то Петровский перемежал изложение материала рассказами о знаменитых изобретателях, о «великих ин женерах всех времён и народов», как он выражался. И звучали воз-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2