Сибирские огни, 1989, № 12
ядом или Голгофой. Почему так? Но потому же, что и ребенок рождается в муках. Се- годьья все человечество проходит через свои родовые муки, появляется новый тип лю дей, новая раса. Как сказал Н. Гумилев, «страдает дух, изнемогает плоть, рождая орган для шестого чувства». Обретение этого шестого чувства необычайно расширит творче ские горизонты человека и одновременно увеличит зону его ответственности. Итак, «Община», впервые выходящая в советском издании. Ее появление совпало с эпохой гласности, демократии и плюрализма — перестройки и растущей пока еще нераз берихи. При огромном дефиците духовности на виду дефициты экономические; духов ность и этика рассматриваются покамест, как подручные средства, чтобы «поднять про изводительность труда» и «улучшить качество выпускаемой продукции». Обратная зави симость еще не просматривается, старое сознание, охотно рассуждая о необходимости своего «перелома», неохотно расстается с окаменевшими стереотипами. В чем мы преус пели, так это в замене комплекса социалистической чванливости комплексом социалисти ческой неполноценности. Едва ли не каж дая дискуссия развенчивает культовый или за стойный периоды при частых реверансах в сторону Запада — вот у них там... нам бы так... Но Запад сам «затолкался на перепутьях, которые не есть путь»,— говорил Н. К. Рерих еще в 30-е годы. Когда-то Достоевский произнес знаменитые, облетевшие весь мир слова о том, что Красота спасет мир. Не сама по себе Красота, уточнили Махатмы, но осознание людьми Красоты как Верховного Закона жизни. Осознание красоты природы, труда, искусства, человеческого взаимодействия, наконец, красоты неразрывной связи человека с Космиче ской Иерархией. Нам явлен пример семьи Рерихов, семьи-общины, реализовавших идею Красоты в повседневной жизни. Значит, заповеданное суждено, а мечты о прекрасном осуществимы. Ю, Ключников
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2