Сибирские огни, 1989, № 12

ПРОВО ЗВЕСТИ Е НОВОЙ ЭПО ХИ «Община» написана рукой Елены Ивановны Рерих, но вышла, как и другие книги Учения Живой Этики (Агни йоги ), анонимно. В шлоках-параграфах говорится, что со­ общаемые знания и указы даются от имени Шамбалы — духовного Центра нашей пла­ неты, существующего в Гималаях с незапамятных времен. Названо имя старшего Махат­ мы этого Центра — Россула Мории, непосредственно вдохновившего Е. И. Рерих на соз­ дание книг Учения. Таким образом, анонимность нового Провозвестия означает факт коллективного творения людей и «богов». Что означают наши кавычки, как бы ставящие под сомнение священное понятие всей человеческой истории? Иисус Христос однажды возразил людям, навеличивающим его Богом. «Вы тоже боги»,— сказал он. Учение Живой Этики объясняет, что все Вели­ кие Учителя человечества: Гермес, Зороастр, Будда, Христос и нынешний вдохновитель Провозвестия Россул Мория являются прежде всего Людьми, но такими, которые вклю­ чены в цепь Космической Иерархии. Они отличаются от нас несравненной духовной мощью и в то же время величайшей ответственностью. Они пример для нас, наш идеал, наши бессменные Водители на тер- кистом пути эволюции. Мы же «низшие боги», испив чашу их опыта, тоже станем в от­ даленном будущем водителями меньших наших братьев. Выявив себя из гущи народной, Великие Учителя прошли путь земной эволюции раньше нас, они испытали все наши бе­ ды и сегодня вместе с нами переживают драму кризисного времени, как мать и отец переживают драму возмужания своих детей. Более того, они делают все, чтобы «впра­ вить» хаос нашего развития по мере возможности в правильное русло. И если это не всегда удается, то виноваты не они, а мы, их незадачливые ученики. Вспомним евангель­ ские сюжеты: даж е лучшие из людей — апостолы не всегда следовали советам Иисуса Христа. Вспомним, что в Евангелии по отношению к Иисусу Христу чаще всего упоми­ нается слово Учитель. Таково реальное содержание древнего слова Бог. Написанное с большой буквы, оно означает единство всех Великих Учителей, включенных в цепь Космической Иерархии — Земной, Солнечный, Галактический и еще более Высокие Логосы, уходящие в Беспре­ дельность. Наконец, это слово означает саму Беспредельность, невыразимую никакими словами. Не единожды человечество получало свои знания Верховным путем. Беседы Моисея с Богом на горе Синай, Евангелие — как прием поручения Отца Небесного, Коран, ин­ спирированный арабскому Пророку архангелом Гавриилом, трактуются Учением Живой Этики как вечная связь земного плана с Космическими источниками. При этом все Про­ возвестия не отменяют предыдущие, но продолжают их, подчеркивая принцип единения и высшую его форму — любовь. Так случилось, что религии, наука и искусство развивались до сих пор своими само­ стоятельными путями. Это породило их однобокость: нравственные заповеди религии приобрели догматический характер, наука увязла в прагматических, часто лишенных моральной основы концепциях, а искусство за редкими исключениями заменило познава­ тельные акценты развлекательными. Живая Этика вновь соединяет нравственный па­ фос религий с точным научным знанием и красотой изложения лучших литературных образцов. Из всего необозримого богатства идей Учения можно выделить три основопола­ гающих: 1. Наша планета вступила в новый период своего развития, в эпоху Огня, то есть возросшего воздействия на нашу жизнь космических энергий, которые людям необходи­ мо ассимилировать. Ключевой из них является п с и х и ч е с к а я э н е р г и я . 2. Овладение психической энергией возможно только на путях нравственного преоб­ ражения нашей природы. Отсюда двойное название Учения — Йога Огня и Живая Этика. 3. Духовно-нравственное преображение человека отныне лучше всего достигается не в монастырских стенах, не в уединении от людей, но в гуще жизни, в широком меж­ дународном сотрудничестве и прежде всего в сотрудничестве с Космической Иерархией, явленной на нашей планете Шамбалой.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2