Сибирские огни, 1989, № 12

в Учении архат — синоним максимальной духовной продвинутости человека в зем­ ных условиях. АСВАГОША, Ашвагоша — архат, поэт и биограф Будды, ЛУМ, Оум — священное слово индуизма и буддизма, которым начинаются или за ­ канчиваются все молитвы и другие обращения к Всевышнему. Считается, что особое произношение этого слова и размышление «ад ним производят благоприятные вибрации в человеческом организме, способствуют его духовному пробуждению и росту. Некото­ рый звуковой и смысловой аналог слову Аум являет христианское Аминь (амен). В одноименной книге Учения Аум расшифровывается так; А — мысль. У — свет- энергия, М — тайна. Тайна в том смысле, что овладение энергией этой словесной крипто­ граммы возможно лишь при самостоятельной духовной работе, а не путем сторонних разъяснений. АУРА — невидимые энергетические излучения, испускаемые материальными телами. Может быть аура растения, животного, человека, собрания людей. Считается, что ауру видят архаты, а также, что у особо духовных людей она наблюдается всеми (ним ). Фиксируется специальными методами фотосъемки, в науке известна, как «эффект Кир- лиана». БУДДА, Благословенный, Лев, Татхагата — эти и другие имена относятся к осно­ вателю буддизма. Северный буддизм знает тысячи будд, ответственных за те или иные циклы и формы эволюции. Учение Агни Йоги называет обычно имена двух будд — основателя буддизма Гота- мы и Майтрейи. МАИТРЕЙЯ — следующий за Готамой руководитель земного эволюционного цикла. МАЙЯ — Иллюзия. Одно из важнейших понятий восточных учений, к сожалению, искаженное позднейшими доктринами. Догматизированные школы индуизма и буддизма рассматрийают Майю только как нежелательный аспект Абсолюта, как покров, набро­ шенный на Него с целью скрыть Истину. Агни Йога тоже трактует Майю как Иллюзию, но вместе с тем подчеркивает живой, относительно реальный характер ее форм, как сме­ ну относительных истин, приближающую человека к Абсолютной. Поэтому выражение «Майя, отступи!» означает призыв к уходу от низших форм относительности. МАТЕРЬ МИРА согласно восточной метафизике, одна из первичных дифферен­ циаций Абсолюта, трансцендентно-энергетическая женская ипостась Невыразимого. Во­ сточный эзотеризм почитает Бога именно в этом качестве, полагая, что всякое иное Его понимание в принципе недоступно человеческому сознанию. В христианстве известной аналогией данному восточному понятию является понятие Софии. п . п П МАХАТМА — русский перевод этого санскритского слова — «Великии Дух» или «ьье- лнкая Душа». Так обычно называют Членов Гималайской Общины — Шамбалы. В от­ дельных случаях сами Махатмы дают такое название некоторым выдающимся деятелям, например, Ленину. МИЛАРЕПА, Миларайпа — один из выдающихся буддииских святых, аскет, пропо­ ведник, поэт. НАСТИКА — атеизм, иногда переводится как «реализм». Атеизм и реализм ранне­ го буддизма и Живой Этики состоит не в отрицании существования «богов», то есть ин­ дивидуальностей, достигших «сверхчеловеческих» стадий духовного развития, но в ут­ верждении истины, что путь к Нирване возможен только через самостоятельные усилия человека. То же говорил и Христос: «Царство Божие берется силою». Ленивое возложе­ ние своих эволюционных задач на Бога не только бесплодно, но вредно для человека, ут­ верждает Учение. В этом историческое оправдание атеистических эпох в развитии чело^ вечества: они сокрушают обветшалые религиозные догмы, хотя нередко «вместе с водой выплескивают и ребенка». ПУРУША — Вселенский «тонкий» Человек. Одновременно высший духовный чело­ век в каждом из нас, часто находящийся в свернутом, латентном состоянии. Наиболее основательные школы восточной метафизики предполагают единство (адвайта) Пуруши и Пракрити (Материи). Таким монизмом проникнута «Бхагаватгита» — Евангелие ин­ дуизма. Отголоском восточного эзотеризма являются европейский религиозно-метафизи­ ческий постулат: «микрокосм подобен Макрокосму» или известное библейское выраже­ ние: «человек создан по образу и подобию Бога». Упоминаемое в «Общине» выражение «атака Пуруши» требует самостоятельного ос­ мысления.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2