Сибирские огни, 1989, № 12
не очень-то жаловала при жизни,современ ная критика — весьма и весьма'характерная ' д етал ь ). Характер моих рассуждений не позволяет охватить многое из такого сложного явле ния, как литературный процесс советского периода. Выдвинутые положения могут по казаться слишком грубо очерченными. Но я рассматривал здесь лишь особенные черты магистрального русла, лишь некоторые из мировоззренческих условий, главным обра зом способствовавших движению того «плу га», который, как пишет М. Чудакова, «про шел по полю культуры гигантским лемехо.м и закопал плодородный слой, выворотив на верх песок и комья глины». Это не изучение среза застывшего, отшумевшего потока, но скорее краткий очерк пути, своего рода попытка осязания отдельных идеальных причин высшего порядка, так круто изме нивших не только почву, но и воздух отече ственной словесности. Но как раз под представленным углом зрения невозможно обойти молчанием фигу ру еше одного русского ныне здравствую щего писателя, писателя-изгнанника. Имя его снова начинают упоминать наши теоретические литераторы на страницах пе чати. Снова — потому что когда-то его сдержанно хвалили (и даж е представили на соискание Ленинской премии), на то было высшее соизволение. Затем его проклинали (именно так) за книгу, которую многие из хулителей, не говоря уже о гражданском населении страны, о народе, не читали. Я говорю об Александре Солженицыне. Рано или поздно (опять так: скорее позд но, чем рано) его фигура прояснится для нас. Д ля нас, но не для мира, мир уже оце нил ее масштаб. Рано или поздно его произ ведения вернутся на землю, которой они принадлежат по праву первородной связи. Этот художник, кажется, сразу писал так, как будто не было разрыва эпохи, разницы в календарном времени (о чем можно су- дить даж е только по первому звуку его Слова — по «Одному дню Ивана Денисови ча»), Он свободно продолжил традицию русской литературы по самому большому счету, и как знать, не его ли коренное влия ние стоит за истоками «деревенской про зы», не он ли первый (один из первых) под толкнул собратьев по перу в этом направ лении, показав на деле удивительную ж из нетворную силу родного языка? Он дошел до крайних вопросов нашего с вами бы- ти_я—совершил, сделал ви до не’гоГ ни после неГо И по сей день н и ' один из современников. Он, по сути, противопо ставил существующему миропорядку Слово художника, совесть самостоятельно мысля щего и чувствующего человека, познавшего через собственное страдание и через стра дания своих ближних и дальних соотечест венников глубину многоликого мира, беско нечную ценность жизни человеческой. Его слово взывает к внутренним нравственным устоям, к совести каждого, ставит перед не обходимостью самостоятельной оценки но- восозданнфго узаконенного образа мира. Он в полный голос сказал о безусловной не правоте Линии должного, по которой устре мили страну высвободившиеся не вдруг внутренние и всемирные силы преобразова ния. Сказал — и остался в одиночестве. Изгнан. Но говорить о нем всуе невозможно. Сло во писателя до сих пор не возвращено на ции. Тема «Солженицын и Россия» впереди. До нее нужно не только дойти, но и д ора сти нашему обществу. Пришло время раскреплять заборы, ра стить новые рощи, чтобы постепенно смяг чался все еще суровый климат отечества, чтобы жизнь наконец стала соотносимой в самых главных своих устремлениях с нрав ственными заповедями — вечными истина ми человечества. Д ля этого нужно вернуть миру его настоящий, глубинно непостижи мый образ, вернуть художнику его закон ное право личной ответственности и выбо ра пути среди многообразия жизненных начал. А закончить очерк я хочу словами Алек сандра Блока из его предсмертной пророче ской Пушкинской речи, словами, к звучанию которых надлежит прислушаться, ибо высо кий их смысл сегодня утрачен, он затемнен, неясен еще для многих служителей отечест венной словесности: «Пускай же остерегутся от худшей клич ки те чиновники, которые собираются на правлять поэзию по каким-то собственным руслам, посягая на ее тайную свободу и препятствуя ей выполнять ее таинственное назначение. Мы умираем, а искусство остается. Его конечные цели нам неизвестны и не могут быть известны. Оно единосущно и нераз дельно». ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2