Сибирские огни, 1989, № 12
что было, и сегодня важно разобраться в фактах случившегося, упорядочить картину бывшего. Все это так. Но, однако же, мотив «равственного уклонения здесь ключевой, потому что под его прямым влиянием со вершались и становление, и развитие, и де формация художественного сознания. Иначе говоря, произведения советского классического периода характерны непри- сутствием вопроса об отношении писателя к происходящему в его стране, о его личной нравственной оценке глобального переворо та русского национального мироздания. Не- присутствие вопроса означает, по сути, ук лонение от него. Ибо при действительно ре алистическом художественном подходе к явлениям жизни своих ближних и дальних сограждан, собратьев у литератора не мог ло не возникнуть душевного несозвучия с маршевой музыкой эпохи. Дело не только в попрании новым временем здраврго смысла, «о в чудовищном утеснении, ' уЪичижении человеческой природы, в лишении человека всякого права самостоятельного выбора, в отчетливой антигуманности принятой к ис полнению Линии должного. А ведь русский писатель испокон был совестью нации. Со весть есть начало, указующее на неправед ность, камертон, по которому люди сверять обязаны свои поступки: сообразны ли, со звучны ли они с вечными истинами мораль ных заповедей, с трепетно-терпимым отно шением к иной форме, к иному строю ж из ни? Камертон художника не мог не зву чать пронзительно и горько... но он молчал. Вот в этом молчании и состоит нравствен ное уклонение новых писателей, выступив ших в ясном качестве рупоров эпохи, глаш а таев передовых идей. Безусловно, часть таких писателей совер шенно искренне считала свое мироположе- ние единственно верным (звать людей впе ред, к свету, к свободе, а не бездейственно вздыхать и сомневаться в своем обеспечен ном закутке интеллигента). Они отдали свое право на сомнение, на моральную оценку преобразования руководящей силе — вож дям, впередсмотрящим «локомотива исто рии» — революции. Они приняли за истин ный образ мира тот, что объяснила им все охватывающая теория классовой борьбы. Их уклонение было абсолютно. По существу, они не уклонялись, а пребывали в ином из мерении. Другая часть литераторов, вклю чая и массу наших здравствующих совре менников, даж е не стояла перед выбором мирозданья. Эти писатели вошли в уже пе рестроенный Дом и заняли свое место в нем как надлежащее, приняв на себя все соот ветствующие обязательства. В их сознании мир уже с самого начала имел обозримо яс ную форму упорядоченной поверхности. Но слишком кричащими были противоречия действительности, чтобы не заговорил в них робко голос здравомыслия, голос самостоя тельного сознания, голос «элементарной со вести». Камертон зазвучал... Такие усомнив шиеся рано или поздно вставали перед вы бором: либо жить на поверхности течения (т. е. печататься, быть в советской литерату р е)—либо уйти на дно (не быть, кануть без всякой надежды на высшую справедливость). Конечно, писатели, не равнодушные к сво ему делу, делу жизни, выбирали бытие. Они научались говорить так, чтобы пропусти ли,— вполголоса, сдерживая дыхание. Ска зать хоть что-нибудь, хотя бы так. Они на учались огибать т. н. острые темы, говорить о них настолько открыто и правдиво, на сколько позволял сегодняшний день. Так возник в советской литературе феномен уровней правды. По сути, в нем — трагедия многих талантливых, до конца не реализо вавшихся художников. (В связи с последни ми публикациями наследия сравнительно недавно ушедших писателей, наследия, сознательно работавшегося «в стол», важ но отметить, что легализованные произведе ния дают представление о глубине само стоятельного проникновения художника в мир и часто о пределе этого проникновения и откровения, дальше которого движение художника невозможно. Показательны в этом смысле посмертные публикации по следних рассказов Тендрякова.) Но трагичность положения художника тем не менее вопрос уклонения не снимает. Вот в чем беда. Таково требование неумо лимого закона искусства: привходящие об стоятельства не в счет. Слово обязано зву чать свободно и сильно, несмотря ни на что. В начале века, в год, когда русские газе ты то и дело сообщали о публичных казнях десятков людей, принимавших участие в ре волюционной смуте, Лев Толстой — совесть России — не смог молчать. Но ни один со ветский классик не подал даж е слабого знака, не издал звука в то время, когда в стране за одну только ночь расстреливали зараз сотни невинных, не участвовавших ни в каких смутах. «Слишком много убиен ных». Так много, что никакими историче скими закономерностями не объяснить их гибель и не откреститься никаким грядущим счастьем. И никакие внешние обстоятель ства не оправдают уклонившегося худож ника, то есть не сказавшего правду, не на звавшего зло — злом, а значит, солгавшего. А ведь по большому счету — по счету рус ской литературы — даж е слезинка одного- единственного ребенка не может быть жерт венным основанием всеобщего счастья лю дей, такой мир будет неправым, и не будет счастья такому миру. Узкое небо с единственной кроваво крас ной звездой государства оказалось по при ближении черным мраком подземелья. Вот почему происходило и происходит катастрофическое массовое выпадание про изведений советского периода из культурно го ряда. Не только в силу поверхностно сти, монологической обедненности художест венных миров, не только по причине обык новенной неодаренности многих авторов возместивших недостаток лакейской гиб костью. Но в силу последнего нравственно го суда — суда по совести. Произведения блекнут, увядают в соотнесении с историче ским объемом действительности, который рано или поздно, но становится явным, не выдерживают испытания правдой. Так, ничто не в состоянии спасти даже художественно состоятельную книгу, на писанную рукой сильного таланта, но талан та уклонившегося,— «Поднятую целину». Возведенный в романе мир располагается в том измерении, где главной, стержневой, осью отсчета является ось осознанной исто рической необходимости, несмотря на всю .ее неправедность и ложную закономерность; нравственное содержание любого события в этом мире определяется исключительно но'
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2