Сибирские огни, 1989, № 12
знаком нашей критики (здесь можно ука зать еще на один ее дополняющий приз нак — откровенную комплиментарность по отношению к произведениям, «художествен но соответствующим» на сегодня генераль ной линии). Более полувека назад одним из лидеров тогдашнего критического отряда был, так сказать, обобщенно, неявно сформулирован основополагающий метод: «Идея (художе ственного произведения.— С. Б .) сказывает ся не только в том, что есть в произведении, но и в том, чего нет в произведении. Умол чания, пробелы не менее могут выразить ос новную мысль романа или поэмы, чем де тальное и развернутое изображение. Г. Гор бачев правильно писал, что мы не можем принять традицию либеральной критики, запрещающую говорить о том, чего худож ник не показал... Разве отсутствие даж е единственного светлого пятна на мрачном фоне современности в пасквильной книге Михаила Булгакова «Дьяволиада» не об нажает идеи этой книги, как и злобные к а рикатуры, заключающиеся в повестях и рас сказах сборника?» (Г. Лелевич. Первый акт материалистической критики.— Печать и ре волюция, 1928, № 1). А вот пример вполне типической реакции критика-воина на ху дожественное явление, выходящее «за рам ки», вот как по-своему прочитывал он недо- средственное содержание — текст — ориги нального худо.жественного (то есть значи тельно большего, чем текст) произведения: «Юрий Олеша написал повесть под назва нием «Зависть», написал ловко и язвитель но, причем язвительность прикрыта юродст вом. Язвительно по отношению к нашему социалистическому строительству... Очень понятно, что без юродства такой повести не напечатаешь, но совсем непонятно, каким образом наши присяжные критики этой яз вительности не разглядели... Между тем сек рет Олеши чрезвычайно прост. Он предста вил вредителей невменяемыми. Бредитель этот — герой его повести — Кавалеров... Нужно уметь видеть врага не только когда он идет на тебя с оружием в руках, но и тогда, когда он прикидывается юродивым, пьяненьким, невменяемым. Когда он хочет сначала тебя усыпить с тем, чтобы задушить во сне. Ж алеть рано. Надо сначала добить» (О. Брик. Симуляция невменяемости.— Но вый леф, 1928, № 1). И спустя всего восемь лет писатели (со весть земли русской?!) перешли от теорети ческого отрицания к практическому дейст вию: «21 августа в «Правде» под заголов ком «Стереть с лица земли!» было опубли ковано требование президиума правления Союза советских писателей «во имя блага человечества применить к врагам народа высшую меру социалистической законности» (процесс 1936 года над Каменевым и Зи новьевым,— С. Б.)» (см.: М. Чудакова. Ж и з неописание Михаила Булгакова.— Москва 1988, № 12). Примерами такого рода организованного действенного отрицания пестрит история со ветской литературы. Отрицание идейно чуждого социализму Слова (точнее — чуждого идеологии храни телей новых ценностей) вкупе с его носи телями, его творцами — стало нормой. Так ись^езли нз отечественной словесности целые пласты ее содержания, и в первую очередь исчезли имена художников. В этой связи оброненная мельком в 1927 году фраза кри тика А. Лежнева (в обзорной статье «О ху дожественной литературе») о том, что «ли тература Чехова, Андреева, Сологуба по гибла безвозвратно, кончилась вместе с эпо хой «мелкого беса». История вызвала к жизни демонов посильнее» (Печать и рево люция, 1927, № 7 ).— приобретает зловещий символический смысл. «...не превращайте в заборы нас: если все рощи скрепятся в заборы — изменится климат». Климат изменился. А заборы, разделив шие страну, укрепились еще и колючей про волокой. Дух наш и по сей день скован этой цепкой «колючкой»... То же отрицание, но в форме более опо средованной, проявилось и в художествен ных произведениях, наполненных на всем протяженян советского периода пафосом борьбы, ежедневной изнурительной борьбы за новое жизненное содержание, за его сол нечные идеалы. Литературный герой, не смотря на свою созидательную природу, нес в себе неприятие всего, что противоречило поставленной перед ним цели. Он бился за урожай, за план, за высокую нравствен ность. Он неизменно противостоял темному началу, растворенному в действительно сти — в среде людей. Он, как бы заряж ен ный полем отрицания, стоял над жизнью, то есть в конечном счете над окружающими людьми — аморфными, негероическими, не уверенными в себе, сомневающимися, сло вом, «не собранными для удара», для дейст вия. Такой герой (не забудем — положи тельный) символизирует, утверждает нрав ственное превосходство должного дейст вия — свое превосходство! — перед не движущимся в указанном направлении, не желающим двигаться инертным миром. Т а кой герой отражает в себе далекий свет гор дыни преобразователей мира, обосновавших для себя свое право на преобразование. Опять-таки, это то, что было несвойственно для русского художника, такой подход к человеку был неприемлем для него. Как бы высоко ни парил его свободный дух, в к а ких бы отдаленных областях ни блуждал, он — художник — никогда не возвышался над жизнью ближнего, но был в своих соз даниях всегда вровень с ней, вровень с людьми. И наконец третья основополагающая чер та описываемого русла, безусловно связан ная с двумя отмеченными (поверхностно упорядоченным мироотношением и отрицаю щим духом преобразования), но, пожалуй, наиболее определяющая лицо нашей ново- строящей эпохи,— это нравственное укло нение, присущее основной массе художни- ков-строителей. М. Чудакова, анализируя литературный процесс 20—30-х годов, не касается данной нематериальной стороны дела. Само назва ние ее работы — «Без гнева и пристра стия» — как бы подчеркивает объективиро ванность взгляда, не подверженного иска жающим научное зрение эмоциям. Действи тельно, при рассмотрении эволюционных линий самодостаточных художественных миров разговоры о нравственности могут только осложнить ситуацию, ведь было то,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2