Сибирские огни, 1989, № 12
сягаемый, вершинный образец такого ге роя.) Готовностью к действию, к исполне нию в нем затемнено нравственное начало. Оттого и по сей день рефлектирующая лич ность вызывает у критиков сомнения в сво ей полноценности — положительности. По ложительный герой советской литературы, особенно первых ее десятилетий, всегда не полон, однобок, нежизнен по большому сче ту, так как весь он лежит на поверхности текста, обозрим, понятен, предсказуем...) Таким образом, одна из основных линий высокой магистрали — линия «выхода на поверхность» или «полной просматриваемо- сти текста» — породила «на земле» массу тяготеющих к монологичности произведе ний, на которые читательскому сознанию нечем откликнуться, незачем вступать с ни ми в диалог, достаточно один раз выслу шать ясную до своего незамутненного дна позицию автора. Эта линия привела литера туру советского периода (по крайней мере, ее классического отрезка 30—50-х годов) к беспрецедентному по своим масштабам од нообразию произведений и в плане содер жания, и в плане вещественного оформле ния. Жесткое ограничение художественного поиска заданным направлением выразилось в итоге в отсутствии множественности худо жественных проявлений. Вспомним: «Звери нец» Хлебникова, «На дне» Горького, «Пе тербург» Белого, «Деревня» Бунина, «Жизнь Человека» Андреева, «Левша» Лескова, «История одного города» Салтыкова-Щед рина, «Смерть Ивана Ильича» Толстого, «Дама с собачкой» Чехова — все эти на званные мною наугад вещи (не говоря уже о богатстве палитры русской поэзии) созда ны практически одновременно, на коротком временном отрезке в два-три десятилетия, и они располагаются в качественно разных из мерениях. Ничего подобного советская клас сика не знала (замечу: я веду речь только об «официальной» литературе, издававшей, ся «без задержки»; произведения, не поя вившиеся вовремя, остались как бы то ни было вне ее (I), не явились фактом, влияю щим на литературный процесс). Отсюда — явление огромного, невиданно го до сих пор количества вторичных рома нов, повестей, рассказов, заслоняющих друг друга с позиции фактического содержания; прозрачные по структуре реалистические ве щи ничем более различаться просто не мо гут. Труд на литературной ниве действи тельно превратился в производство массо вой литературной продукции, тайна твор чества —■в расписанную до деталей техно логию. Писатели-профессионалы сплотились в Союз, утвердив членскими книжками странное разделение литераторов на «нена стоящих» и «настоящих». Между прочим, удивительная сиюминутность, массовое мгновенное увядание литературы советско го периода объясняется, кроме прочих глу бинных причин, обыкновенным старением содержания. Сегодняшняя злоба часто оп ровергает вчерашние заботы; завтрашние проблемы решительно зачеркивают нынеш ние «битвы за Дело». Но основной итог, к которому привела рассматриваемая линия,— это духовное оскудение литературного потока. Поверх ность содержательно всегда неизмеримо беднее объема. Магистральное же русло позволяло писателю подойти к человеку только с одной из множества — из бесчис- 132 ленного множества — сторон, с одним и тем же «инструментом» (циркулем и линейкой) к загадочному, многогранному явлению жизни, которая вся в убегающих, непра вильных, подвижных линиях. Вторая резкая черта, отмечающая магист ральное направление развития,— снизо шедший на художественное поле дух отри цания, который был так чужд русской лите ратуре и которому она всегда противостоя ла. Подобная закономерность обусловлива лась самим способом возведения нового Д о ма, духовной и материальной установкой строительства: отсечением, отвержением, от межеванием всего старого. В литературе это выказалось, в первую голову, в пере смотре «старых» нравственных ценностей, вызванном изменением места человека — живого человека — в мире. «Живой человек революции — это собранный для удара че ловек... именно революцией собранный, а дотоле, быть может, даж е просто сырье... Это нужный революции материал, это ору дие революции, и — как вы не понимаете, что преступно, ибо пагубно для революции, развинчивать это орудие, занимаясь по шлым самоковырянием тогда, когда нужно жить и действовать?!» (Н. Чужак. Вместо заключительного слова.— Новый леф, 1928, .№ 4). Сырье, материал, орудие как опреде ление человека,— вовсе не досужий вымы сел вульгарной социологической критики тех лет. Это главенствующая идея, повсеме стно претворявшаяся на практике, это имен но новое качество человека в перевернутом мироздании, качество безличной опоры, мертвого фундамента страшной государст венной пирамиды. Главным носителем духа отрицания стала критика, обретшая, быть может, впервые в истории культуры материальную силу сво его действия. «...Вышесказанным в общем и целом определяются задачи критики, являю щейся одним из главных орудий в руках партии. Ни на минуту не сдавая позиций коммунизма, не отступая ни на йоту от про летарской идеологии, вскрывая объективный классовый смысл различных литературных произведений, коммунистическая критика должна беспощадно бороться против контр революционных проявлений в литературе...» (из резолюции ПК ВКП (б) «О критике и руководстве литературой» 1924 г.). Метод, освоенный критикой, несмотря на его внешние обоснования, целиком сформи ровался под влиянием определенного миро воззренческого взгляда на литературу как на явление не только опосредованно слу жебное, но и поверхностно открытое, с ви димой иерархической структурой, полностью поддающейся рациональному анализу. Сле довательно, критическое суждение имело прямой, откровенно оценочный характер, то есть характер отрицания. Критика советско го периода в массе своей, в силу собствен ного видения и функциональной обязанно сти, никогда не принимала, не принимает произведение как целокупную данность; для нее существо рассматриваемой вещи нахо дится в непосредственной плоскости текста, в его откровенной содержательности. Ничем не сдерживаемая субъективность такоЬ’о прямого суждения при общей тенденции не приятия и сейчас остается отличительныьГ*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2