Сибирские огни, 1989, № 12
Главный бытовой вопрос России — вопрос землеотношения, усугубленный обстоятель ствами необычайно тяжелой мировой вой ны,— разрешился в двух государственных переворотах и в жестокой, невиданной до сих пор на Руси братоубийственной усобице. У власти оказались люди, вооруженные теорией преобразования действительности, полные решимости претворить ее на практи ке. Тезис, занесенный некогда основополож ником теории в свою записную книжку, те перь, спустя три четверти века, стал мате риальной силой; «Философы лишь различ ным образом объясняли мир, но дело за ключается в том, чтобы изменить его». Н а ступила эпоха философского действа. Исторический путь, пройденный нацией, объявлялся темным, негодным. Российское мироздание подлежало безусловному раз рушению. Отныне идеалом социального раз вития становилось общество, предназначен ное для непрерывного счастья трудящихся. Прежние ценности рухнули, канули в небы тие. День вчерашний, связанный с тем, что было на этой земле, отвергался. Оставался сегодняшний день, полный трудового нака ла, и день будущего счастья. «Весь мир на силья мы разроем до основанья, а затем...» Энтузиасты, железные люди — проводни ки Теории— неуклонно разворачивали об щественное шествие к новому горизонту, куда вела рассчитанная теоретиками-вож- дями линия долженствования. Теперь все граждане были обязаны «строить и месть в сплошной лихорадке буден» — участвовать в строительстве невиданного доселе Нового мира. Те, кто не желал ни строить, ни месть, удалялись, устранялись, изолирова лись согласно высшему принципу: «кто не с нами — тот против нас». Таким образом происходило повсеместное трудовое уравни вание многосложного социального рельефа нации. И для художника в этом общем шествии, в деле нового строительства были уже пре допределены и место, и роль, и должность. То, что раньше всецело являлось результа том личного выбора, теперь выбиралось за него, ему предписывалось. Но грандиозность перемены заключалась все же в катастрофическом затмении преж него образа мира. Новый образ, несомый проводниками Теории, настойчиво, неотвра тимо вытеснял «старый» из всех сфер обще ственного сознания; собственно, и сознание общества становилось иным, так как вытес нялись его творцы и хранители. Если преж де неотъемлемой данностью мира была его непостижимость, загадочность, присутствие объемного, скрытого от поверхностного взгляда содержания (музыкального прост ранства), то сейчас этот мир прояснялся аб солютно, становился прозрачным, обозри мым, лишенным совершенно таинственного покрова. Объем, глубина заменялись по верхностью с расчисленным четким релье фом. Буквально все вещи, все явления мира лежали теперь по поверхности, были откры ты, распахнуты навстречу разуму, воору женному универсальным ключом передового учения, ключом, раскрывающим все тайны, неопределенности, снимающим любые со мнения. И человек, то загадочное жизненное на чало, к которому так трепетно обращался русский писатель, к постижению которого 5 С ибирские огни № 12 стремился он в результате своего духовного поиска,— человек превратился вдруг по ма новению волшебного жезла в ясную совокуп ность общественных отношений. Душа — мистическая выдумка — испарилась, оста лась комбинация известных «параметров», «факторов», «функций». И задача художни ка, определяемая некогда им самим по пра ву совести и со всей тяжкой мерой личной ответственности, теперь формулировалась четко и однозначно. Слово художника обя зано служить, способствовать всемерно «проведению в жизнь курса» — Линии долж ного. Оно обязано располагаться в русле оправдания линии, оправдания во что бы то ни стало революционной практики преобра зования мира. Небесный свод, бывший ког да-то развернутым целиком для исканий духа, являвшийся беспредельной перспекти вой для возводимого нацией Дома, устрем ленного к бесчисленным звездам, к идеаль ному строю жизни, основанному на отноше нии сочувствия к ближнему, к коему и звал художник, этот свод неумолимо смыкался и обращался в свою противоположность. Б черной пропасти его горела мертвенным светом единственная звезда — звезда госу дарства («...я родился под красно-зловещей звездой государства»,— скажет много лет спустя поэт где-то в туманном пространстве зарубежья). Страна, вся из бесконечных далей, из переплетения разноуходящих дорог, тропи нок, становилась углом, к вершине которого надлежало всему живому двигаться во вся ком случае. И прямой путь Слова художника к лю дям в прозрачном мире становился очевид ным. Становился ясным и путь обратный — отзвук Слова. Тютчевская заповедь («нам не дано предугадать, как слово наше отзо вется») опровергалась научно обоснованным прогнозом «эффекта действия литературы на читателя». Но если реакция предсказуе ма, то слово, значит, могло быть полезным и вредным, и даж е опасным. А потому сле довало произносить не всякое, а лишь нуж ное сегодня, сейчас, работающее на строи тельство всеобщего счастья. Ненужное — могло отвлечь от злобы дня или, того хуже, заставить усомниться в правомерности се годняшнего трудового накала, Осознав, почувствовав грозные приметы времени: скорого смыкания небесного свода, скорого исчезновения живительного для ис кусства воздуха и отсюда невозможности нестесненного дыхания,— русские художни ки пытались указать на сжатие, идущее в высших сферах, вслед за которым неотвра тимо наступит сжатие, сдавливание жизни нации: «Я боюсь, что настоящей литературы у нас не будет, пока не перестанут смотреть на демос российский, как на ребенка, невин ность которого надо оберегать. Я боюсь, что настоящей литературы у нас не будет, пока не излечимся от какого-то нового като лицизма, который не меньше старого опаса ется всякого еретического слова» (Е. Зам я тин. Я боюсь.— Дом искусств, 1921, № 1), «Мы знаем все, как искусство трудно, знаем, как прихотлива и капризна душа ху дожника. И мы от всего сердца желаем, чтобы создалась наконец среда, где мог бы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2