Сибирские огни, 1989, № 12
но равно значительные яркие фигуры, как Толстой, Чехов, Блок, Бунин, Анненский, Горький, Андреев, Хлебников. ...Хлебников. Его «Зверинец» — удивитель ное, странное создание. Казалось бы, сама вызывающе дерзкая, исключительная форма поэмы предлагает бесконечное нанизывание эпитетов и метафор, подвигает автора на вознесение своей фантазии, своего слово творческого мастерства. Однако описание поэтом жителей зоологического сада, обы денно существующего в большом городе, превратилось во внеобыденное явление ис кусства, оказалось направленным не к авто ру, но в глубь мира, высвечивая далеким запредельным светом истинные, доселе неви данные его соотношения, сближая, соединяя в одно нераздельно данное (Жизнь) лики, взгляды, образы зверей и людей, делая обозримым вдруг историческое пространст во единосущного отечественного бытия, останавливая на мгновение ради чувства связи, родства времен само Бремя. «...Сад1 Где железо подобно отцу, напоминаю щему братьям, что они братья, и останавли вающему кровопролитную схватку... ...Где нетопыри висят опрокинуто, подоб но сердцу современного русского. Где грудь сокола напоминает перистые ту чи перед грозой... Где в лице тигра, обрамленном белой бо родой и с глазами пожилого мусульманина, мы чтим первого последователя пророка и читаем сущность ислама. Где мы начинаем думать, что веры — за тихающие струи волн, разбег которых — виды. И что на свете потому так много зверей, что они умеют по-разному видеть бога... Где орлы падают с высоких насестов, как кумиры во время землетрясения с храмов и крыш зданий... Где в зверях погибают какие-то прекрас ные возможности, как вписанное в часослов Слово о полку Игореви во время пожара Москвы». Хлебников по-своему дал ощущение ре альности иных измерений. Александр Блок говорил о наличии у ми ра особенного, музыкального, пространства (бытующего наряду с «обыкновенным», историческим), того измерения, где звучит стихия, где рождаются новые созвучия, вры вающиеся внезапно в календарное время, в обыденную жизнь, изменяя ее. Блок чувст вовал эту музыку стихии, и он угадывал дух грядущих перемен. Его поэзия пронизана отзвуками наступающей стихии, предчувст вием надвигающейся тени... Русский художник обладал не только сквозным видением жизни, но и совершенно особым слухом. Это шестое чувство позво ляло ему осязать потустороннее незримое движение, оно превращало его в прорицате ля. Более того, охватывая, проницая бытие России целиком, художник произносил, по винуясь внутреннему нравственному закону, свое Слово об этом Бытии — Слово, которое всегда (в конечном, завершающем смысле) было проповедническим. И оттого оно было тяжеловесомо, ибо испытывало жизнь в че ловеке и человека в жизни, ибо ставило ого- ленно крайние вопросы жизни и смерти, на рода и государства, государства и личио- сти, зла и блага, милосердия и гордыни, ибо усиливало всякую боль живого в мире. Рус ский писатель говорил в полный голос, не задерживая дыхания, но всю ответствен ность за сказанное он нес на своих плечах. А бремя этой ответственности было умноже но многократно тем, что вырастал писатель на почве, слагавшейся веками, вбирая в себя сообразно индивидуальности токи духовного наследия, перекликаясь с предшественника ми, сплавляя принятое с собственным чувст вом жизни, производя в результате этой внутренней тяжелой работы самостановле- ния нечто новое, дополняющее наследие. И посредством своего вклада ощущал он движение жизни нации как свершающееся на глазах его возведение единого дома — мироздания. Поэтому ответственность утя желялась неизмеримо как перед предками, положившими свой труд в фундамент Дома, так и перед потомками, что войдут в этот возводимый (тобой, сейчас) Дом. Поэтому «Россия» была не просто понятием, но в то время — воплощением образа пути отечест ва, воплощением уникального, самобытного мироустройства. Отсюда проистекает та благоговейность в обращении к образу, ко торая отличает русских художников. Они могли говорить о России с тоской, с болью, иногда гневно, негодуя, но при всем том со знанием личной ответственности за свое слово, трепетно и не всуе. «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..» Так, находясь под влиянием оснований высшего порядка, благодаря творческому труду поколений, отечественная литература обрела мировое звучание, стала великой русской литературой. И никакой материальный анализ «среза» литературной действительности не объяснит причину этого набатного звучания. Дело здесь не в строении вещества многочислен ных течений, среди которых были и бес плодные, и сумрачно изолированные от все го внешнего, но в воздухе, что давал воз можность для разнообразия явлений, для раскрытия всякого таланта. Однако противоречие российской действи тельности заключалось в опережении духом жизненного движения. Художник намного опережал в своем устремлении жизнь основ ного люда страны и болезненно переживал в себе этот разрыв. Быть может, «опереже ние» и лежало в основе его обостренного внимания не к теоретическим моделям жиз ни, не к фотографическим экспериментам с ее видимым образом, но, в первую очередь, к живой действительности, к человеку, к ду ше его, к тому, что составляло существо че ловеческого бытия помимо «цивилизации». Быть может, оттого ощущение вины, необхо димости покаяния есть неотъемлемая черта русской литературы. Настоящий писатель России олицетворял собою совесть ее. Так было. И как знать, насколько благотворно ока залось бы незримое нравственное влияние Слова литературы на ход отечественной истории, на самосознание нации, если бы эпоха не завершилась столь стремительно. 1917 год подвел итоговую черту и начал но вый отсчет календарного времени.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2