Сибирские огни, 1989, № 12
КРИТИКА ЛИТЕРАТаРПВЕДЕНИЕ Сергей БАНИН «ЕДИНОСУЩНО и НЕРАЗДЕЛЬНО» И зменения, случившиеся в отечествен ной литературе за последние десяти летия, грандиозны и удивительны. Для любого достаточно взыскательного и чуткого читателя очевидна явственная р аз ность измерений т. н. русского и советского периодов литературного развития. Однако до сего времени этот феномен не стал пред метом всестороннего изучения современных исследователей, он даж е не утвержден уче ными перьями в качестве объективно при сутствующей данности. По недавно прозву чавшему признанию одного из авторитет ных наших литературоведов, .«исторический взгляд на русскую литературу советского времени — это не только невыполненная за дача науки, но, пожалуй, одно из напряжен ных ожиданий современного общественного сознания» (М. Чудакова. Без гнева и прист растия.— Новый мир, 1988, № 9). Д олж ность подобного взгляда вызвана в первую очередь необходимостью нравственной оцен ки случившегося, а не сухой квалификаци онной потребностью науки. Без такой оцен ки сегодня невозможна культурная (шире — мировоззренческая) ориентация личности, ее гражданское самоопределение. Указанное явление уникально и имеет об щемировое значение. Речь пойдет о разности измерений. Когда мы ссылаемся на «русскую литера туру», то поздразумеваем прежде всего как бы мерцающий духовный облик, в составе которого присутствуют главные, тяготеющие друг к другу черты, свойства, качества, от мечающие разнообразные пути художников. «Русская литература» стоит в ряду таких возвышенных категорий, как «отечество», «Россия», «народ», «национальная культу ра»: ими издавна пытаемся мы уловить су щество исторического движения страны, его ориентировочный горизонт. То есть измене ния в литературной сфере — это, по самому большому счету, изменения в мировом обра зе. Поэтому говорить о них необходимо с позиции общего мироустройства, исходя из занимаемого художником места в нем. К началу XX века положение русского писателя в духовной иерархии националь ной жизни было, в целом, устойчивым и оп ределенным. При всей разноголосице, проти воречивости художественных течений еди ным связующим для них началом являлось неотъемлемое право выбора собственного пути, которым обладал литератор. Свобод ный поиск художника стал естественной, исторически сложившейся, осознанной об ществом нормой. Д а и кто же писатель на Руси, как не вечный странник, ищущий правду, духовный судья и пророк? Мир многообразен и непостижим в своей огромности, многостранен — во все стороны убегают синие дали. И жизнь людей в этом мире неисчерпаема, многолика, загадочна. И каждый художник имеет свое лицо, свой особенный взгляд на жизнь, на окружающее его безмерное пространство. А потому при свободе поиска все образы, все дали притя гивали разно склонных к ним писателей. Писатель мог воспарить над днем сегод няшним, над землей, видеть много и далеко, мог брести долом, видеть подробно и близ ко. Он сохранял в себе длящуюся из сум рачных глубин нашей истории традицию Боянова свободного перевоплощения. Прини мая таинственную беспредельность мира как данность, русский художник стремился про низать его во всех направлениях, сообразно своему чувству жизни, используя опыт пути предшественников. Здесь исток столь пора зительного многообразия проявлений рус ской литературы (я говорю не о множест венности эстетических направлений, но о пу тях духовных): крона могучего древа, р аз растаясь, устремляла все новые и новые по беги в высокое небо. Благодаря этому об стоятельству — свободному поиску — в на чале двадцатого столетия в России сосуще ствовали такие совершенно оригинальные, отдельно стоящие, не равные по масш-^ябу,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2