Сибирские огни, 1989, № 12
го оркестра колдунов, с помощью которого они обретают такую власть, что могут «превращать» людей в обезьян, тигров, ка банов, выдр, и те теряют все человеческие привычки, движения, не говоря уже о ра зуме и речи. И юноша с ловкостью обезья ны буквально взлетает на сорокаметровую пальму, другие ныряют в пруд, третьи хрю кают и роют носами землю... Они — под наркозом, в полной власти колдуна, дейст вует «подкорка». А разве в принципе не то же происходит на многих рок-концертах? Нет, не случайно предупреждал Л. Н. Тол стой: «Музыка — государственное дело. И это так и должно быть. Разве можно до пустить, чтобы всякий, кто хочет, гипноти зировал бы один другого или многих и потом делал бы с ними, что хочет». К со жалению, это предупреждение великого мы слителя не дошло до ушей руководителей Государственного комитета по телевидению и радиовещанию. Музыкальное вещание, на мой взгляд, попало в руки людей, лишенных уважения к русской национальной культу ре, к культурам многочисленных народов нашей страны, к музыкальному наследию народов мира. В последние годы все реже и реж е звучат народная и классическая музыка, голоса всемирно известных певцов (например, Шаляпина, Карузо, Робсона и других). Все вытеснил всемогущий рок1 Благодаря стараниям Центрального теле видения рок объявили молодежной культу рой, насаждают последовательно и изощ ренно. По воле судьбы у нас практически нет рекламы ходовых товаров. Но амери канский опыт рекламы пригодился. Самые популярные в последнее время программы «Взгляд», «До и после полуночи», собираю щие десятки миллионов телезрителей, то и дело прерываются рекламой рока, зачастую представленного ужасными, с точки зрения вкуса, клипами. Гипнотизируют людей, целенаправленно программируют их музы кальное сознание. В Америке иначе: там рек ламу оплачивают капиталисты-рекламода тели из своих многомиллионных доходов, а рекламу рока — советские налогоплатель щики из своих более чем тощих кошельков. Слышу озлобленные реплики: «На запре тительство потянуло? Хватит!» Нет. меня не потянуло на запретительство. Более то го, я всю жизнь был ярым противником запретов, за что сносил не один строгий вы говор. Пусть телевидение отведет хоть специальный канал для рока. Я за равенст во. Такие ж е тогда каналы — для народной музыки, для музыкальной классики. Идет разговор о роке — дайте слово и его сто ронникам, и его противникам, и музыкан там, и медикам, и психологам, и социоло гам. У меня возникает пелый ряд вполне зако номерных вопросов. В последнее десятиле тие широчайшее распространение получил не только рок. Оно отмечено ростом пре ступности, особенно подростковой, ростом наркомании, проституции, противоправных действий, тунеядства, сиротских домов... Случайные ли это параллели? Без серьез ных научных исследований ни отрицатель но, ни положительно ответить «а этот воп рос нельзя. Хотя за рубежом опубликованы сотни работ, подтверждающих их неразрыв ную связь. Народный артист СССР Михаил Ульянов писал: «Нас душат мнимые ценности, нас душат чужие звуки», «мы душим своих де тей грохотом магнитофонов, музыкой ди кой, безумной»'. Мы с головой ушли в решение экономиче ских, социальных, политических проблем купаемся в «гласности» и «демократии» Мы пьяны от счастья говорить в полны! голос и не бояться за собственные головы При этом не замечаем, что потеряли и про должаем терять нечто в тысячи раз более нужное для общества, чем колготки, мою щие средства, товары первой необходи м ости— теряем духовность. А что стоит за этим? Решая демографические вопросы, А. Г. Вишневский писал, что хотя и в «относи тельно редкие моменты истории», но «мо жет получить размах и достичь успеха дея тельность, идущая вразрез с господствую щей культурой», что это «бывает тогда, когда под влиянием необратимых истори ческих изменений культурная традиция или какая-либо ее часть переживает непреодо лимый внутренний кризис и возникает объ ективная необходимость ее замены или трансформации». Во время такого перево рота «управляющая информация», заложен ная в культурных структурах и «тысячеле тиями передававшаяся из поколения в по коление, в значительной степени утрачивает былое значение, «стирается» из памяти об щества», что в конечном счете приводит к смене многих культурных структур, к трансформации самой культурной тради- ции^. Иными словами, народ можно убить дву мя способами: уничтожить физически или лишить исторической памяти, самобытной культуры. В последнем случае останется физическая сущность некогда существовав шего народа, но не будет народа как тако вого, ибо он потеряет свою духовную сущ ность. Не перед этой ли пропастью мы стоим? I «С оветская Р о сси я», 1982, 5 октября. “ В и ш н е в с к и й А. Г. «К ультура и со циальн ое управлен ие дем ограф и ческим и процес сам и » . В сборнике «И зучение истории культуры как систем ы ». Н овосибирск. 1983. С. 72—73. Михаил Никифорович Мельников родился в 1921 году в поселке Ми хайловском Чулымского района Новосибирской области. Профессор кафед ры русской литературы Новосибирского государственного пединститута. Автор книг и публицистических статей по проблемам русской и сибирской фольклористики, музыкального и нравственного воспитания. Член Союза писателей. Живет в Новосибирске,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2