Сибирские огни, 1989, № 12

го оркестра колдунов, с помощью которого они обретают такую власть, что могут «превращать» людей в обезьян, тигров, ка­ банов, выдр, и те теряют все человеческие привычки, движения, не говоря уже о ра­ зуме и речи. И юноша с ловкостью обезья­ ны буквально взлетает на сорокаметровую пальму, другие ныряют в пруд, третьи хрю­ кают и роют носами землю... Они — под наркозом, в полной власти колдуна, дейст­ вует «подкорка». А разве в принципе не то же происходит на многих рок-концертах? Нет, не случайно предупреждал Л. Н. Тол­ стой: «Музыка — государственное дело. И это так и должно быть. Разве можно до­ пустить, чтобы всякий, кто хочет, гипноти­ зировал бы один другого или многих и потом делал бы с ними, что хочет». К со­ жалению, это предупреждение великого мы­ слителя не дошло до ушей руководителей Государственного комитета по телевидению и радиовещанию. Музыкальное вещание, на мой взгляд, попало в руки людей, лишенных уважения к русской национальной культу­ ре, к культурам многочисленных народов нашей страны, к музыкальному наследию народов мира. В последние годы все реже и реж е звучат народная и классическая музыка, голоса всемирно известных певцов (например, Шаляпина, Карузо, Робсона и других). Все вытеснил всемогущий рок1 Благодаря стараниям Центрального теле­ видения рок объявили молодежной культу­ рой, насаждают последовательно и изощ­ ренно. По воле судьбы у нас практически нет рекламы ходовых товаров. Но амери­ канский опыт рекламы пригодился. Самые популярные в последнее время программы «Взгляд», «До и после полуночи», собираю­ щие десятки миллионов телезрителей, то и дело прерываются рекламой рока, зачастую представленного ужасными, с точки зрения вкуса, клипами. Гипнотизируют людей, целенаправленно программируют их музы­ кальное сознание. В Америке иначе: там рек­ ламу оплачивают капиталисты-рекламода­ тели из своих многомиллионных доходов, а рекламу рока — советские налогоплатель­ щики из своих более чем тощих кошельков. Слышу озлобленные реплики: «На запре­ тительство потянуло? Хватит!» Нет. меня не потянуло на запретительство. Более то­ го, я всю жизнь был ярым противником запретов, за что сносил не один строгий вы­ говор. Пусть телевидение отведет хоть специальный канал для рока. Я за равенст­ во. Такие ж е тогда каналы — для народной музыки, для музыкальной классики. Идет разговор о роке — дайте слово и его сто­ ронникам, и его противникам, и музыкан­ там, и медикам, и психологам, и социоло­ гам. У меня возникает пелый ряд вполне зако­ номерных вопросов. В последнее десятиле­ тие широчайшее распространение получил не только рок. Оно отмечено ростом пре­ ступности, особенно подростковой, ростом наркомании, проституции, противоправных действий, тунеядства, сиротских домов... Случайные ли это параллели? Без серьез­ ных научных исследований ни отрицатель­ но, ни положительно ответить «а этот воп­ рос нельзя. Хотя за рубежом опубликованы сотни работ, подтверждающих их неразрыв­ ную связь. Народный артист СССР Михаил Ульянов писал: «Нас душат мнимые ценности, нас душат чужие звуки», «мы душим своих де тей грохотом магнитофонов, музыкой ди кой, безумной»'. Мы с головой ушли в решение экономиче ских, социальных, политических проблем купаемся в «гласности» и «демократии» Мы пьяны от счастья говорить в полны! голос и не бояться за собственные головы При этом не замечаем, что потеряли и про должаем терять нечто в тысячи раз более нужное для общества, чем колготки, мою щие средства, товары первой необходи м ости— теряем духовность. А что стоит за этим? Решая демографические вопросы, А. Г. Вишневский писал, что хотя и в «относи­ тельно редкие моменты истории», но «мо­ жет получить размах и достичь успеха дея­ тельность, идущая вразрез с господствую­ щей культурой», что это «бывает тогда, когда под влиянием необратимых истори­ ческих изменений культурная традиция или какая-либо ее часть переживает непреодо­ лимый внутренний кризис и возникает объ­ ективная необходимость ее замены или трансформации». Во время такого перево­ рота «управляющая информация», заложен­ ная в культурных структурах и «тысячеле­ тиями передававшаяся из поколения в по­ коление, в значительной степени утрачивает былое значение, «стирается» из памяти об­ щества», что в конечном счете приводит к смене многих культурных структур, к трансформации самой культурной тради- ции^. Иными словами, народ можно убить дву­ мя способами: уничтожить физически или лишить исторической памяти, самобытной культуры. В последнем случае останется физическая сущность некогда существовав­ шего народа, но не будет народа как тако­ вого, ибо он потеряет свою духовную сущ­ ность. Не перед этой ли пропастью мы стоим? I «С оветская Р о сси я», 1982, 5 октября. “ В и ш н е в с к и й А. Г. «К ультура и со­ циальн ое управлен ие дем ограф и ческим и процес­ сам и » . В сборнике «И зучение истории культуры как систем ы ». Н овосибирск. 1983. С. 72—73. Михаил Никифорович Мельников родился в 1921 году в поселке Ми­ хайловском Чулымского района Новосибирской области. Профессор кафед­ ры русской литературы Новосибирского государственного пединститута. Автор книг и публицистических статей по проблемам русской и сибирской фольклористики, музыкального и нравственного воспитания. Член Союза писателей. Живет в Новосибирске,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2