Сибирские огни, 1989, № 12
газами городе. Впавшее в духовную спячку общество разбудить было непросто. Невиданная от сотворения мира бюрокра тия глушила любые проявления духовных исканий, всякую критику существующих социальных институтов. За громкими ло зунгами скрывалась зияющая пустота. Лю ди государственного ума, с колоссальными потенциальными возможностями и разви тым чувством человеческого достоинства практически были лишены возможности подняться по служебной лестнице и реали зовать свои потенции. В то же время люди, вооруженные только идеальной приспособ ляемостью, угодничеством, хамелеонской мимикрией, достигали головокружительных высот и превращали в ничто творче скую энергию масс, а общественную жизнь — в застойное болото. Критически мыслящее поколение конца шестидесятых — начала восьмидесятых го дов, лишенное розовых грез своих отцов и дедов, видело эти кричащие противоречия и собственное бессилие перед ними. Прини мая социалистические идеалы, не могло принять псевдосоциалистическую данность. Это порождало в массах чувство безысход ности, духовного тупика. Люди, низведен ные до положения винтиков огромной госу дарственной машины, не могли подняться до организованного протеста против всеси лия бюрократии. Это привело к ощущению безысходности и ее естественным следст виям, таким, как массовое пьянство, алкого лизм, наркомания, общественный инфанти лизм. С медицинской точки зрения — это болезни, с нравственных позиций — паде ние. Объективный социолог увидел бы в этом пассивную форму социального про теста. Шли же тысячи старообрядцев, про тестуя против никоновской реформы, на самосожжение? Путь в никуда, путь к забвению... В социально-психологическом плане рок- культура не выпадает из этого ряда. Как вытекает из выше сказанного, для его не удержимого развития была хорошо подго товлена национальная почва, на него был четко выраженный социальный заказ. И если бы рок не пришел с Запада, он возник бы в нашей среде, родился на отечествен ной основе. Жизнеспособность рока в наши дни обеспечена рядом объективных факторов: и поклонники рока и его творцы вполне могут обходиться без предварительной ху дожественной подготовки; рок имеет исключительно сильное воз действие на психику, на подсознание людей; рок способен сплотить в едином порыве огромную массу молодых рокеров; клубы и объединения рокеров способны к самоуправлению и к самофинансирова нию; рок способен к борьбе за существование и на волне перестройки все чаще от бездум ной ритмизации уходит к социальным проб лемам. Ни один вид профессионального искусст ва и ни одна из форм художественной са модеятельности не имеет подобных досто инств. Они не могут ни собрать, ни повести за собой столь многочисленную аудиторию, ни обойтись без дотаций, без помощи со стороны. Рок-клубы могут! Когда я выска зал эти соображения глубоко уважаемому мной профессору-медику, он улыбнулся и спросил: — А вам известны отменные качества алкоголя? Высокая калорийность, легкая усвояемость, веселяще-бодрящее воздейст вие на человека, спирт применяют для обеззараживания ран, для гигиенических целей, чтобы согреть иззябшего человека, поставить банки и многое другое. А недо статок всего один: алкоголь — яд, наркотик! О разрушительном влиянии гипертрофи рованного звучания и жестких металличе ских ритмов рока на физическое и психиче ское здоровье людей написано нашими и зарубежными исследователями немало (см. работы Г. Чедда, А. М. Фаруки, А. Д . Уол лис, Дж . Даймонда, Л. П. Новицкой, К. Г. Мяло, В. Е. Семенова и многих других). К сожалению, эта литература почти не изве стна не только широкому кругу читателей, но и самим рокерам. Что же касается тео ретиков, защитников рока, то они старают ся уйти от медицинской проблематики рок- движения. С одной стороны, это вполне по- нетно, они считают себя специалистами иного профиля. Но, с другой стороны, те же медики, если самое чудодейственное ле карство дает серьезные побочные эффекты, излечивая одну болезнь, приносит другую, никогда не внедрят такое лекарство в прак тику. Следовательно, и «рок-культуру» нельзя рассматривать только на эстетиче ском уровне, без учета ее медицинских ас пектов. III Что же в рок-музыке привлекает нашу молодежь? Доктор биологических наук Н. Реймерс пишет, что болезненное возбу ждение, которое подвергнутые шумовым перегрузкам субъективно воспринимают как «удовольствие — результат шумового опьянения»'. На одной из конференций сторонники рок-музыки резко протестовали против необходимости признания ее нар котического воздействия. Тогда я прочитал выдержку из статьи французских исследо вателей Мерри Оттен и Альбана Банса. Привожу ее с некоторыми купюрами; «Вновь музыка... Каждый удар... отдает ся внутри, музыка сама становится ощу тимой материей. Каждый инструмент за трагивает какую-то струну в наших чувст вах: от неистовства барабанов взрываются внутренности, а безжалостный рев трубы леденит мозг. Этому натиску не хватает сил сопротивляться. Тело становится тяжелым, вялым, и кажется, существует только для того, чтобы отзываться на этот адский ритм. И разум, не поддержанный телом, на чинает мутиться: удивление, страх, тревога и чувство бессилия смешиваются воедино. Полное смятение. Исподволь возникает не одолимое желание кричать, орать, бросить ся очертя голову навстречу...»2. Крики с мест; «Рок! Металл!» Эффект и средства действительно похожи. Но речь идет об Индонезии, о Западной Яве, о дей ствиях сунданских чародеев (есть такое племя), о звучании гамелана, традиционно- ' «С оветская Р осси я», 1982, 15 м ая. ‘ «В округ св ета» , 1970, № 6. С. 33,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2