Сибирские огни, 1989, № 12

газами городе. Впавшее в духовную спячку общество разбудить было непросто. Невиданная от сотворения мира бюрокра­ тия глушила любые проявления духовных исканий, всякую критику существующих социальных институтов. За громкими ло­ зунгами скрывалась зияющая пустота. Лю ­ ди государственного ума, с колоссальными потенциальными возможностями и разви­ тым чувством человеческого достоинства практически были лишены возможности подняться по служебной лестнице и реали­ зовать свои потенции. В то же время люди, вооруженные только идеальной приспособ­ ляемостью, угодничеством, хамелеонской мимикрией, достигали головокружительных высот и превращали в ничто творче­ скую энергию масс, а общественную жизнь — в застойное болото. Критически мыслящее поколение конца шестидесятых — начала восьмидесятых го­ дов, лишенное розовых грез своих отцов и дедов, видело эти кричащие противоречия и собственное бессилие перед ними. Прини­ мая социалистические идеалы, не могло принять псевдосоциалистическую данность. Это порождало в массах чувство безысход­ ности, духовного тупика. Люди, низведен­ ные до положения винтиков огромной госу­ дарственной машины, не могли подняться до организованного протеста против всеси­ лия бюрократии. Это привело к ощущению безысходности и ее естественным следст­ виям, таким, как массовое пьянство, алкого­ лизм, наркомания, общественный инфанти­ лизм. С медицинской точки зрения — это болезни, с нравственных позиций — паде­ ние. Объективный социолог увидел бы в этом пассивную форму социального про­ теста. Шли же тысячи старообрядцев, про­ тестуя против никоновской реформы, на самосожжение? Путь в никуда, путь к забвению... В социально-психологическом плане рок- культура не выпадает из этого ряда. Как вытекает из выше сказанного, для его не­ удержимого развития была хорошо подго­ товлена национальная почва, на него был четко выраженный социальный заказ. И если бы рок не пришел с Запада, он возник бы в нашей среде, родился на отечествен­ ной основе. Жизнеспособность рока в наши дни обеспечена рядом объективных факторов: и поклонники рока и его творцы вполне могут обходиться без предварительной ху­ дожественной подготовки; рок имеет исключительно сильное воз­ действие на психику, на подсознание людей; рок способен сплотить в едином порыве огромную массу молодых рокеров; клубы и объединения рокеров способны к самоуправлению и к самофинансирова­ нию; рок способен к борьбе за существование и на волне перестройки все чаще от бездум­ ной ритмизации уходит к социальным проб­ лемам. Ни один вид профессионального искусст­ ва и ни одна из форм художественной са­ модеятельности не имеет подобных досто­ инств. Они не могут ни собрать, ни повести за собой столь многочисленную аудиторию, ни обойтись без дотаций, без помощи со стороны. Рок-клубы могут! Когда я выска­ зал эти соображения глубоко уважаемому мной профессору-медику, он улыбнулся и спросил: — А вам известны отменные качества алкоголя? Высокая калорийность, легкая усвояемость, веселяще-бодрящее воздейст­ вие на человека, спирт применяют для обеззараживания ран, для гигиенических целей, чтобы согреть иззябшего человека, поставить банки и многое другое. А недо­ статок всего один: алкоголь — яд, наркотик! О разрушительном влиянии гипертрофи­ рованного звучания и жестких металличе­ ских ритмов рока на физическое и психиче­ ское здоровье людей написано нашими и зарубежными исследователями немало (см. работы Г. Чедда, А. М. Фаруки, А. Д . Уол­ лис, Дж . Даймонда, Л. П. Новицкой, К. Г. Мяло, В. Е. Семенова и многих других). К сожалению, эта литература почти не изве­ стна не только широкому кругу читателей, но и самим рокерам. Что же касается тео­ ретиков, защитников рока, то они старают­ ся уйти от медицинской проблематики рок- движения. С одной стороны, это вполне по- нетно, они считают себя специалистами иного профиля. Но, с другой стороны, те же медики, если самое чудодейственное ле­ карство дает серьезные побочные эффекты, излечивая одну болезнь, приносит другую, никогда не внедрят такое лекарство в прак­ тику. Следовательно, и «рок-культуру» нельзя рассматривать только на эстетиче­ ском уровне, без учета ее медицинских ас­ пектов. III Что же в рок-музыке привлекает нашу молодежь? Доктор биологических наук Н. Реймерс пишет, что болезненное возбу­ ждение, которое подвергнутые шумовым перегрузкам субъективно воспринимают как «удовольствие — результат шумового опьянения»'. На одной из конференций сторонники рок-музыки резко протестовали против необходимости признания ее нар­ котического воздействия. Тогда я прочитал выдержку из статьи французских исследо­ вателей Мерри Оттен и Альбана Банса. Привожу ее с некоторыми купюрами; «Вновь музыка... Каждый удар... отдает­ ся внутри, музыка сама становится ощу­ тимой материей. Каждый инструмент за ­ трагивает какую-то струну в наших чувст­ вах: от неистовства барабанов взрываются внутренности, а безжалостный рев трубы леденит мозг. Этому натиску не хватает сил сопротивляться. Тело становится тяжелым, вялым, и кажется, существует только для того, чтобы отзываться на этот адский ритм. И разум, не поддержанный телом, на­ чинает мутиться: удивление, страх, тревога и чувство бессилия смешиваются воедино. Полное смятение. Исподволь возникает не­ одолимое желание кричать, орать, бросить­ ся очертя голову навстречу...»2. Крики с мест; «Рок! Металл!» Эффект и средства действительно похожи. Но речь идет об Индонезии, о Западной Яве, о дей­ ствиях сунданских чародеев (есть такое племя), о звучании гамелана, традиционно- ' «С оветская Р осси я», 1982, 15 м ая. ‘ «В округ св ета» , 1970, № 6. С. 33,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2