Сибирские огни, 1989, № 12
— цвет, аромат, силу, чистоту. Мне близки его искусство, взрывной характер, полные полемического задора монологи и диалоги со зрителем. Поэтому и хотелось бы предо стеречь его от опрометчивого шага: сближе ние с роком может стать роковым для ан самбля. А может — и для всего фольклор ного движения. В связи с этим Центральное телевидение как-то показало опыт «освоения» фолькло ра одной из лучших рок-групп «Ариель». Там было все: народные песенные тексты, прекрасные мелодии, даж е исполнялись произведения на фоне русских архитектур ных памятников. Безусловно, обращение к фольклору обогатило «Ариель» музыкально, пластически, расширило арсенал вырази тельных средств, но выиграл ли от этого фольклор? Новая интерпретация приглуши ла мелодические ходы, уравновесила ритми чески и выхолостила глубокое нравственное содержание песен: исчезла мощная нраво учительная струя, круто замешенная на са тире, прикрытая для вида лукавым юмором, улетучилась едкая ирония шуточных песен. И поделать с этим ничего нельзя, выправить невозможно. Сама художественная система рока не рассчитана на раскрытие глубинно го содержания, философской и нравствен ной сути произведений фольклора. Хотелось бы остановиться на одном высказывании Д. Покровского. «Многие годы распростра нялся миф о роке,— утверждает он,— как о «чужой» культуре, от которой отечествен ную нужно «спасать». Речь шла не о «чу жой», а о чуждой и вредной. Многое к русским пришло от других народов. Я уже писал о гармошке. Бспомним танцы. Конеч но, не мазурку аристократических балов. Возьмем то, что стало хореографией кре стьянской массы — полька, полька-бабочка, краковяк, цыганочка и другие. Они тоже пришли от других народов. Но они не были чужды нашей национальной культуре, не принесли урона, а обогатили ее. Но заимствование рока далеко не равно значно заимствованию отдельных (и даже многих) произведений музыкального, музы кально-поэтического и хореографического искусства, которое не могло привести и не приводило к заметным сдвигам в народной культуре. Другое дело рок. Это уже иная, принципиально иная эстетическая и миро воззренческая система. Ее наложение на национальное сознание далеко не безобид ное явление. И далеко не случайно всепла нетное распространение этой системы 3. Бжезинский расценил как крупнейшую победу американского духа, американской культуры. Были ли у Бжезинского основания для подобного утверждения? Думаю, исчерпы вающий ответ на этот вопрос дает получив шее широкий отклик в мире выступление министра культуры Франции Ж ака Ланга в 1988 году в Мехико на заседании Организа ции Объединенных Наций по вопоосам об разования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Он указал на стремление шоу-бизнеса, транснациональных корпооаций от культу ры с помощью современных средств эсте тических коммуникаций стандартизировать культуры всех народов, лишить их нацио нального своеобразия. Он назвал это стремление культурным и интеллектуаль ным империализмом. Министр говорил: «Речь идет, по существу, о своеобразной форме вмешательства во внутренние дела государств или, точнее, о наиболее опасной форме вмешательства: об интервенции в сознании граждан других стран»'. Рок легко перешагивает границы, горя чим утюгом выравнивает выпуклости и не ровности национальных культур, а вместе с ними и национального самосознания. Но если быть объективным, руководство ваться не симпатиями и антипатиями или идеологическими соображениями, а делать выводы, опираясь на факты, то следует признать: никакая массированная, целена правленная, хитроумная империалистиче ская агрессия средств культуры не захвати ла бы и малого плацдарма на нашей земле, не взрастила бы свои посевы, если бы для нее не была возделана и обильно удобрена наша национальная почва, если бы на то, что предложил Запад, не было спроса, не было социального заказа. Именно поэтому в короткое время рок из мелких ручейков эпигонства перелился в речки и реки, стал мощным потоком, захватившим десятки миллионов молодых людей, стал таким за метным явлением социальной и культурной жизни нашего общества, которое никто не вправе игнорировать. Отменить, запретить невозможно. Настала пора здравой, не под верженной влиянию вкусовщины, объектив ной научной оценки явления. Его необхо димо рассмотреть в историческом, социаль ном и культурном контексте эпохи. II Золотой фонд русской песенности сфор мировался в эпоху феодализма. Его соци альной основой была патриархальная де ревня. Традиционные жанры на протяже нии веков вполне удовлетворяли эстетиче ские и нравственные потребности крестьян ской общины, соответствовали мало под верженному изменениям производственно бытовому укладу. Развитие капитализма обусловлено отличной от крестьянского труда производственной деятельностью, меняющей быт, мораль и психологию тру жеников. Бозникали и распадались произ водственные коллективы, городские посады, поселения около рудников и заводов. Б но вых условиях люди не могли сохранить традиционный бытовой уклад. Традицион ные песни теряли в силу этого свою быто вую функциональность. Их постепенное угасание предопределяла и малая подвиж ность, консервативность художественной формы. К аждая земляческая группа прино сила свои, отличные от других, песенный стиль и песенный репертуар, своеобразную исполнительскую манеру. Это затрудняло общение земляческих групп на эстетиче ском уровне. Нужны были новые песни, со держанием своим тесно связанные с новым бытовым укладом, отразившие мировоз зренческие сдвиги, по форме — доступные любой земляческой группе. Иными слова ми. был исторически обусловлен социаль ный заказ на песенный жанр новой форма ции — возникла городская песня. ' «За р у беж о м », 1982, № 41, С. И .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2