Сибирские огни, 1989, № 12
слушателей, хотя репертуар иной, в боль шей части эпигонский. Но главное не то, что дается, а что и как воспринимается. Я и мои студенты, начиная с 1972 года, прово дим ежегодный опрос молодежи какого-ли бо района Новосибирской области. Большая часть увлекаюшйхся роком может назвать несколько отечественных и зарубежных рок-групп, менее половины из них — певцов, только треть — одно или несколько произве дений, считанные единицы (менее одного процента) выходят на понимание проблема тики. Очевидно, С. Катаев не учитывает со держательность художественной формы, что неправильно выбранная форма может убить и убивает самое высокое содержание. Научный метод социологической оценки любого явления культуры в современных условиях не может опираться только на анализ (чаше всего весьма субъективный) того, что дается слушателю, зрителю, глав ное внимание должно обращать на конеч ный результат, то есть на то, что и как воспринимается, какого эффекта достигает. Подавляющее число рокеров воспринимает рок как развлекательную музыку (представ ление) и ничего другого не ищет в нем. В последнее время довольно много гово рится и пишется о связи рока с фольклором. В той же статье .«Фольклор новый и ста рый» И. Смирнов полагает, что «демократи зация рока» имела своим следствием чуть ли не всеобщую фольклоризацию рока. З а падное эпигонство— в прошлом; «Фольк лорными мотивами изобилуют записанные в 1984 году программы «Примуса», «ДДТ», «ДК» и др. рок-групп». Как идеальный об разец фольклоризации приводит он слова песни яркого представителя тяжелого рока, архангельской группы «Облачный край»: В енчает зем лю русскую красой своею славн ая С толица зл а то гл ав ая, о8 д а м атуш ка М осква. Более примитивную стилизацию трудно придумать. Творение сие с фольклором ни чего обшего не имеет. Хотя оно не совсем лишено «традиций». Культ личности Стали на и старания псевдофольклористов стиму лировали появление подобных произведе ний в 20—40-х годах. Их издавали массовы ми тиражами, награждали сочинителей, принимали в Союз писателей... Но у них был один недостаток: народ их не принимал и не передавал их песен из уст в уста. От многих сотен подобных творений остались только горько ироничные восклицания типа: «О, гой еси — подавай такси!» Дискуссия 1953— 1954 годов дала им исчерпывающе точную оценку и определила пагубные по следствия для народного эстетического вку са и для науки (см.: «Новый мир», 1953, № 8 и 1954,'№ 8). Обращение рок-групп к социальным проблемам и фольклору, не подкрепленное самой спецификой этого вида творчества, является «ряжением», перелицовкой с целью обмана общественного мнения, а особенно руководящих дилетантов из числа деятелей радио и телевидения, дающих право выхода на многомиллионную аудиторию. И если быть до конца объективным, то следует признать, что это примитивное «ряжение» помогло им широко распространиться. Судя по всему И. Смирнов дает более чем «расширенное» толкование фольклора, относя к нему все и вся. Чтобы его выводы выглядели убедительнее, призывает на по мощь своих сторонников, приводит их вы сказывания. Остановлюсь на словах «теоре тика» рок-группы «Веселые картинки» Д. Яшина. «Мы считаем свою группу фоль клорной, и не только потому, что используе.м традиционные мелодии и сотрудничаем с этнографическими коллективами. Гораздо важнее фольклорный, то есть народный дух». Положение абсолютно выверенное, я бы сказал, безупречное. Где же ищет прояв ления народного духа, фольклор, а стало быть—традицию Д. Яшин? «Нас, например, — пишет он,— очень волнует проблема так называемых низовых культур: их присутст вие ощущается на каждом шагу, и тем не менее их как бы не существует». Что же это за таинственные (явный намек на полу- легальность, запрещенность) «низовые куль туры», оплодотворившие «Веселые картин ки» народным духом, ставшие источником их фольклоризма? Оказывается, эти «низо- ные культуры» ярко представляют и хоро шо выражают исписавшие «все стены» спартаковские фаны’. Видимо, Д. Яшин от носит к фольклору и блатные песни, и «туа летные словопрения»? Я целиком согласен с Ю. Дружкиным, что формула «рок-фоль клор»— это перебор». Д. Покровский утверждает: «нет антаго низма между рок-группами и традиционным фольклором — все это родилось и живет в народе». Одного этого признака явно мало для объективного научного суждения. В народе «родились и живут» рядом с пленительными обрядовыми и необрядовы ми лирическими песнями, балладами блат ные песни, песни-пародии на лучшие патрио тические произведения, садистские стихи; не чудо-сказка передавалась в конце 70-х из уст в уста, а анекдоты «черного юмора». И в этом нет ничего удивительного: понятие «народ» далеко не однозначно, а потому им можно прикрыть и взаимоисключающие яв ления, что нередко и делается из конъюнк турных соображений. Почти в любом жанре фольклора мы найдем произведения, несу щие полярные идеи. Возьмем пословицы. С одной стороны: «Мы предполагаем, господь- бог располагает», «Без божьей воли волос с головы не упадет», «В ком есть бог, в том есть стыд». С другой стороны: «Молился, молился — гол, как родился», «Что тому бо гу молиться, который не милует», «Пресвя тая богородица, пошто рыбка не ловится?— Или невод худ, или нет ее тут!» Можно приводить сотни подобных взаимоисклю чающих суждений, рожденных в народе. Я давно знаю Д. Покровского, не раз писал и говорил о нем как о пионере и ли дере фольклорного движения, талантливом музыканте. Целиком поддерживая протест против «омертвляющих» обработок фольк лора и его перелицовок в «народных хо рах». С помощью подобных методов работы с фольклором убили любовь народа к род ным песням. Д. Покровский не пытается положить на родную песню в прокрустово ложе профес сиональных требований, и она в исполнении его ансамбля сохраняет не только свое со держание, напев, но первозданную прелесть ' Ф а н ы — ф а н а т ы, яры е приверж енцы чего- либо: спортивной ком анды , рок-группы .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2