Сибирские огни, 1989, № 12
му же никто не может? Есть непогреши мый судья — время. Все, что не выдержит критики временем, не станет традиционной частью культуры трудового народа, не мо жет быть отнесено к фольклору. Я не слу чайно подчеркнул слова «трудового наро да». Некоторые блатные песни выдержали испытание временем, но не стали фактом фольклора, так как выражают мировоззре ние и эстетические вкусы и представления не трудящихся классов, а деклассированных элементов. Следовательно, критика временем долж на быть подтвержена классовой оценкой любого явления культуры. У И. Смирнова завидная информирован ность, но ему явно недостает специальных знаний. Иначе он не стремился бы противо поставить фольклорной традиции городскую культуру. В фольклористике общепризнано, что городской фольклор является частью общерусского. Ссылки на частушку, кад риль, гармонь, баян дела не меняют. Ча стушка, городская песня появились потому, что в силу исторического развития в сере дине прошлого века сложились социальные и эстетические предпосылки, обусловившие их появление. Некоторые танцы заимство ваны русскими у других народов. Это тоже закономерно. Гармонь пришла из Германии. Верно. Но она не изменила народной культуры. Она стала в ряд с гуслями, ба лалайкой, гитарой, скрипкой, рожком, буб ном и другими музыкальными инструмен тами. На гармошке исполнялись те же, что и на других инструментах, наигрыши. В основе их лежат напевы народных песен. Проголосные необрядовые, обрядовые пес ни по-прежнему пелись без музыкального сопровождения. Плясовые же песни, танце вальные наигрыши гармонь обогатила сво им влиянием. Иными словами, гармонь влилась в готовое фольклорное русло. И. Смирнов опирался на эти примеры, стремясь доказать право на фольклорность такого явления, как рок. При сопоставлении фольклора и рока «полюсность» Л. Б. Пере- верзева и И. Смирнова — вполне приемле мый метод. Но прежде, видимо, следует оговорить, что следует относить к року. Для И. Смирнова рок — «принципиально новая модель молодежной музыки». Опре деление, взятое напрокат, четко определя ет цели; разъединение поколений. Оставим это на совести автора и его «учителей». И возьмем принятое им определение рока как «нового самостоятельного синтетического жанра, в котором органично сочетаются вы разительные средства музыки, поэзии (текст) и театра (шоу). При этом электри ческое звучание, форсированная громкость или особая форма музыкального хэппенин га, концерта с участием зрителей...— это не что иное, как компоненты рокового ритуа ла...». И. Смирнов приводит слова Ю. Дружкина: «Усвоение любого культур ного явления, естественно, начинается с копирования». Само слово «усвоение» опре деляет процесс преврашения чужого в свое. Он далеко не всегда столь однозначен, как представляется автору. Часто носит творче ский характер, и «усваиваемое» подвергает ся иногда коренной переработке. Но глав ное в том, что совсем не обязательно быть эпигонами Запада, пастись на его музы кальных свалках, следовать музыкальной моде. Автор кратко и четко воссоздал исто рическую модель (скорее схему) развития рока за рубежом и в нашей стране. Но при этом остался на уровне фиксации фак тов, даж е не предпринял попытку выявить глубинные определяющие факты этого про цесса. Об этом еще пойдет речь. Стремление показать, что рок-группы од на за другой выходят на животрепещущие социальные проблемы современности, вполне закономерно ограничено рядом примеров (цитат) и не достигает цели. Оно продикто вано желанием во что бы то ни стало дока зать социальную ценность рока, его граж данственность. Но выводы противоречат истине, жанровой специфике рока, где слова играют вспомогательную роль, чаще всего являются не песенно-поэтическим текстом, а набором многократно повторяемых сло весных штампов. Это даж е не пение в исконном смысле этого слова, а истериче ские выкрики, стоны и хрипы и даж е в лучших своих образцах — не больше чем го лосовая орнаментовка инструментальных наигрышей. Голос певца (певцов)— один из музыкальных инструментов и — не более. Рок не приспособлен для выражения мысли, идей, интеллектуальных потенций общества. Д аж е если их попытаться искусственно внедрить (что и делается в последние го ды), они не могут быть восприняты «потре бителем» из-за форсированной громкости и медитативной экзальтированности слушате лей. Это, видимо, и беспокоит И. Смирнова. Он ищет выход и пытается обогатить рок за счет интеллектуального потенциала автор ской (гитарной, в терминологии Л. Л. Хри- стиансена) песни, хочет впрячь в одну уп ряжку «коня и трепетную лань». Он пишет: «К 1985 году уже можно говорить о едином движении авторской «электрической» песни, внутри которого разделение на бардов- рокеров — вопрос скорее субъективно-психо логический». Не могу с этим согласиться. Рок и авторская (гитарная) песня состав ляют зримую оппозицию: Доминируют В авторской песне: В роке: Звук, ритм Массовость Уход от социаль ных проблем в наркомедитацию Нац. культура-основа Заимствование из- (в стихосложении, ме- за рубежа всего лодии, манере испол- включая имидж, нения). Сопоставление можно продолжить. Есть, конечно, и исключения (выход некоторых рок-групп «а социальные темы, единичные попытки «бардов» вписаться в рок-ансамбли и др.), но они не опровергают общей зако номерности. С этим решительно не согласен социолог С. Катаев. Он утверждает: «Содержание современного рок-творчества — это прежде всего этические, философские и социальные проблемы; война и мир, взаимоотношения поколений, место художника в обществе, окружающая среда и т. п.». В поле зрения исследователей находится не более полуто- ра-двух десятков наиболее видных рок- групп. Сотни их остаются на далекой пери ферии. Их творчество тоже воздействует на Идея, смысл, поэзия Камерность Социальная позиция, борьба за идеалы
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2