Сибирские огни, 1989, № 12
А. М. Горький утверждал, что по глубине и оригинальности освоения фольклора ху дожником можно смело судить о физиче ской и духовной близости творца к народу. Вся весьма драматическая история разви тия культуры подтверждает правильность данного вывода: литература, музыка, хорео графия, живопись достигли высочайших вершин только у тех народов, которые свя то хранили национальные традиции, только в те периоды, когда «арсеналом и почвой» искусства являлась исконно народная культура. Возьмите искусство античного мира, Китая, России 19 века и др. Поэтому предложенное Л. Б. Переверзе- вым и рекламируемое И. Смирновым сопо ставление фольклорного и академического типов творчества вызывает некоторое не доумение. Строится оно по принципу «по- люсности», антитезы. Начнем с первого пункта: дилетантизм — для фольклорного типа, профессионализм — для академическо го. Научная посылка ложна в своей основе. Крупнейшие носители традиционной народ ной культуры по уровню своего мастерства (если хотите — профессионализма) стояли намного выше не только профессиональных недоучек, которыми — пруд пруди, но и профессионалов «средней руки». Они и бы ли истинными творцами. Остальные — носи тели традиций. Свидетельством же того, что официальный профессионализм далеко не соответствует уровню мастерства, явля ется хотя бы тот факт, что тысячи созда ваемых ежегодно поэтами и композиторами- профессионалами песен не находят своего адресата и не становятся достоянием масс, в то время как песни, созданные народными творцами много сотен лет назад, живы до сих пор, поются народом и оцениваются как свои. Вторую оппозицию составляют «импрови зация — композиция». Более абсурдное противопоставление трудно придумать. Во- первых, импровизационность не характерна для абсолютного большинства песенных жанров фольклора. Более того, жанровая специфика, определенная, в первую очередь, вербально-магической функцией, требовала неприкосновенности традиционных текста и напева (обрядовые, календарные и свадеб ные песни), считалось, что заговор, при ма лейшем отклонении от канонического тек ста, терял свою силу. Но даже импровизационные жанры (по хоронный плач, свадебный причет и др.) должны были строго соответствовать за крепленным традицией художественным стандартам. Импровизационность не проти востоит и не может противостоять компо зиции, она является средством достижения композиционного совершенства, предопре деленного традицией. Третья оппозиция: «анонимность — ав торство». Анонимность, конечно же, является одним из признаков фольклора. Но она отнюдь не исключает авторства и не противостоит ему. Давным-давно по праву обрели статус на родных сотни песен, созданных профессио нальными поэтами («Узник» А. С. Пушки на, «Среди долины ровныя» А. Ф. Мерзля- кова, «Ревела буря, дождь шумел» К. Ф. Рылеева, «Хуторок» А. В. Кольцова, «Мо лода еще я девица была» Е. П. Гребенки, «То не ветер ветку клонит» С. И. Стромило- ва, «Шумел, горел пожар московский» Н. С. Соколова, «Славное море — священ ный Байкал», «Хас-Булат удалой» А. Н. Аммосова, «Что стоишь, качаясь, тонкая р я бина?», «Сиротою я росла, как былинка в поле» И. 3. Сурикова и многие другие). Д а и собственно народное коллективное творчество не исключает индивидуального начала. Четвертая оппозиция: «стихийность — ин ституализация» (система образования, ж е сткие рамки). Стихийность народного творчества — признак чисто внешний, и ему нельзя про тивопоставить «систему образования, жест кие рамки». Начну с последнего. Профес сиональное искусство допускает и даже предполагает «сценическую исполнитель скую трактовку (прочтение) художествен ного произведения». Для народной культу ры вообще, а для песенной особенно, ха рактерны более «жесткие рамки», чем для профессионального искусства. В своей собирательской практике я неод нократно сталкивался с парадоксальным на первый взгляд явлением: носители различ ных песенных стилей более ста лет прожи вают в одной деревне (селе), но свято со храняют песенный репертуар тех мест, от куда они переселились когда-то, и не при нимают репертуара, напевов, манеры испол нения, песенного стиля соседей, приехавших тоже сотню лет назад, но из других краев. Разве это не проявление «жестких рамок»? Но главное даже не в этом. Произведение фольклора, новый фольклорный жанр не появлялись на свет, если на них не было ясно выраженного социального заказа, оп ределявшего, к тому же, довольно жесткие художественные параметры. О выделении профессионального искус ства «в особую сферу» стоит поговорить отдельно. Выключенность из быта, отсут ствие бытовых функций предопределяет бы стротечность, нежизнеспособность даже высокохудожественных произведений, со зданных талантливыми профессионалами. Жизнеспособность фольклорных произве дений, переживших многие века, как раз и поддерживала их бытовая функциональ ность. Еще в прошлом веке крупнейший филолог Ф. И. Буслаев писал: «Если бы на родная поэзия ограничивалась одними эсте тическими интересами, она бы давно уже иссякла в своих источниках, она бы с тече нием времени пропала». Попытки Л. Б. Переверзева и И. Смирно ва теоретически обосновать правомерность полярности («полюсности») профессиональ ного и фольклорного типов творчества дале ко не безопасны. И. Смирнов с явным недоумением пишет: «При желании можно называть фольклором только традиционные формы народного творчества». Почему «при желании»? Тра диционность — важнейший и обязатель ный признак фольклора. Это принято фоль клористикой во всем мире, это известно да же студенту-первокурснику. «Но правильно ли это? — вопрошает И. Смирнов,— Ведь никто не в состоянии, особенно сегодня, в эпоху интенсивнейше го культурного обмена, провести четкую грань между традицией и новацией». Поче
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2