Сибирские огни, 1989, № 12

Михаил МЕЛЬНИКОВ РОК и ФОЛЬКЛОР? I З ащитникам «рок-культуры» не отка­ жешь в смелости, умении отвоевывать все новые и весьма высокие рубежи в средствах массовой информации, вести на­ ступательную полемику со своими оппонен­ тами. Еженедельник «Собеседник» не просто публикует статью автора книжки о советском роке («Снова в СССР») Артема Троицкого, но и представляет его как «из­ вестного музыкального критика»'. Психоло­ гический расчет верен. Под гипнозом подоб­ ной аттестации читатель не устоит, примет все, что ему предложит «известный музы­ кальный критик». К тому же, критик пред­ лагает вести разговор «спокойно, со знани­ ем дела». Спокойствие его, правда, шито белыми нитками, а полемику с авторами статей о роке в «Нашем современнике» он, действительно, ведет со знанием дела. Что­ бы читатель не вздумал обратиться к аргу­ ментам В. Чистякова, И. Саначева, М. Д у ­ наева, Б. Гунько, А. Чиркина, автор сразу же повязывает «Наш современник» с «су- словщиной и ждановщиной», а заодно и со СПИДом, с четвертым реактором Черно­ быльской АЭС, нацистами Германии, аятол­ лой Хомейни и американским Ку-Клукс-Кла­ ном. Борзо пишет известный критик! Лихо! Цитируя, например, высказывание М. Д у­ наева, что Джон Леннон «сгубил свою ду­ шу в сатанинском служении», заявляет; «Из чего следует, что и советский исследо­ ватель верует в сатану. С чем его и позд­ равляю». А, может быть, сатана в самом деле существует? Иначе кто бы помог Арте­ му Троицкому вполне здравую мысль пе­ ревернуть, перелицевать, поставить с ног на голову? Бее, кто против рока,— «враги народа». Ж.-П. Режимбаль — не «исследователь рок- культуры», а «хрестоматийный тип религи­ озного мракобеса». Следуя «логике» А. Тро­ ицкого, заявляю, что Георг Мендель не ос­ новоположник великого направления в биологии, а монах-реакционер и многое другое. Еще нужны примеры? Остановлюсь только на одном выводе, сделанном психо­ логами и социологами многих стран: рок порождает агрессивность. Для подтверж­ дения данного вывода не надо далеко хо­ дить за примерами, достаточно процитиро­ вать «известного музыкального критика»; «...суждения авторов «Нашего современни­ ка» о рок-музыке практически дословно совпадают с оценками ее мировыми мрако­ бесами всех маетен»... Да-а, выплеснуть на страницах «Собеседника» столько тщетно сдерживаемой ярости и облечь ее в словес­ ные формы обличительных речей конца тридцатых, можно только под воздействием рока... Но, пожалуй, самым весомым доказатель­ ством несостоятельности антироковской волны, по мнению А. Троицкого, является то, что против рока выступал сталинский идеолог А. А. Жданов. Б подтверждение приводятся цитаты. Среди них такая: «Цель рок-музыки — разрушение эстетического вкуса, деградация духовной сущности чело­ века». За моими плечами богатый и более чем горький опыт «жизни и творчества» в ста­ линско-ждановские времена. Вправе ли я в силу этого с ходу отрицать любую здравую мысль, высказанную в ту пору? Думаю, что нет. Хорошо известно, что многие вы­ ступления политиков готовились крупными учеными, деятелями искусства. А о том, что эстетика р о к а— есть эстетика отрица­ ния и разрушения, антикультура, не спо­ рят и многие идеологи рок-движения. Сошлюсь на одного из них. Социолог Эстонского гостелерадио Нико­ лай Мейнерт, приезжавший в 1988 году со съемочной группой на рок-фестиваль в Н о­ восибирск, утверждал, что поиски гармонии «утопичны, потому что в реальной жизни такой гармонии пока нет», что все мы дети «эстетики грязных улиц, очередей и пере­ полненных трамваев»'. Последовал вопрос корреспондента: «Ну, хорошо, пусть чело­ век с гитарой просто высказывает свою по­ зицию. Но поглядите, как это действует на слушателей. Они визжат, вскакивают на стулья, лезут на сцену, готовы зал раз­ нести. Они же в невменяемом состоянии! Недаром непомерное увлечение роком срав­ нивают с наркоманией». Н. Мейнерт полага­ ет, что с наркоманией следует скорее срав­ нивать классическую музыку и диско: «они уводят нас в мир чудесных грез и иллю­ зий», а рок «действует скорее отрезвляю­ ще». На возражения корреспондента: «Как можно сравнивать рок с классикой! Там культура, выпестованная веками, а здесь что? Субкультура, даже — антикультура, ведь она отрицает все, что было до нее прекрасного», ответил: «Именно так». По его убеждению, у молодого поколения «со' «Собеседник», 1988, № 50. 118 ' Газета «Молодость Сибири», Новосибирси 1988, 29 апреля. С. 9.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2