Сибирские огни, 1989, № 12
Михаил МЕЛЬНИКОВ РОК и ФОЛЬКЛОР? I З ащитникам «рок-культуры» не отка жешь в смелости, умении отвоевывать все новые и весьма высокие рубежи в средствах массовой информации, вести на ступательную полемику со своими оппонен тами. Еженедельник «Собеседник» не просто публикует статью автора книжки о советском роке («Снова в СССР») Артема Троицкого, но и представляет его как «из вестного музыкального критика»'. Психоло гический расчет верен. Под гипнозом подоб ной аттестации читатель не устоит, примет все, что ему предложит «известный музы кальный критик». К тому же, критик пред лагает вести разговор «спокойно, со знани ем дела». Спокойствие его, правда, шито белыми нитками, а полемику с авторами статей о роке в «Нашем современнике» он, действительно, ведет со знанием дела. Что бы читатель не вздумал обратиться к аргу ментам В. Чистякова, И. Саначева, М. Д у наева, Б. Гунько, А. Чиркина, автор сразу же повязывает «Наш современник» с «су- словщиной и ждановщиной», а заодно и со СПИДом, с четвертым реактором Черно быльской АЭС, нацистами Германии, аятол лой Хомейни и американским Ку-Клукс-Кла ном. Борзо пишет известный критик! Лихо! Цитируя, например, высказывание М. Д у наева, что Джон Леннон «сгубил свою ду шу в сатанинском служении», заявляет; «Из чего следует, что и советский исследо ватель верует в сатану. С чем его и позд равляю». А, может быть, сатана в самом деле существует? Иначе кто бы помог Арте му Троицкому вполне здравую мысль пе ревернуть, перелицевать, поставить с ног на голову? Бее, кто против рока,— «враги народа». Ж.-П. Режимбаль — не «исследователь рок- культуры», а «хрестоматийный тип религи озного мракобеса». Следуя «логике» А. Тро ицкого, заявляю, что Георг Мендель не ос новоположник великого направления в биологии, а монах-реакционер и многое другое. Еще нужны примеры? Остановлюсь только на одном выводе, сделанном психо логами и социологами многих стран: рок порождает агрессивность. Для подтверж дения данного вывода не надо далеко хо дить за примерами, достаточно процитиро вать «известного музыкального критика»; «...суждения авторов «Нашего современни ка» о рок-музыке практически дословно совпадают с оценками ее мировыми мрако бесами всех маетен»... Да-а, выплеснуть на страницах «Собеседника» столько тщетно сдерживаемой ярости и облечь ее в словес ные формы обличительных речей конца тридцатых, можно только под воздействием рока... Но, пожалуй, самым весомым доказатель ством несостоятельности антироковской волны, по мнению А. Троицкого, является то, что против рока выступал сталинский идеолог А. А. Жданов. Б подтверждение приводятся цитаты. Среди них такая: «Цель рок-музыки — разрушение эстетического вкуса, деградация духовной сущности чело века». За моими плечами богатый и более чем горький опыт «жизни и творчества» в ста линско-ждановские времена. Вправе ли я в силу этого с ходу отрицать любую здравую мысль, высказанную в ту пору? Думаю, что нет. Хорошо известно, что многие вы ступления политиков готовились крупными учеными, деятелями искусства. А о том, что эстетика р о к а— есть эстетика отрица ния и разрушения, антикультура, не спо рят и многие идеологи рок-движения. Сошлюсь на одного из них. Социолог Эстонского гостелерадио Нико лай Мейнерт, приезжавший в 1988 году со съемочной группой на рок-фестиваль в Н о восибирск, утверждал, что поиски гармонии «утопичны, потому что в реальной жизни такой гармонии пока нет», что все мы дети «эстетики грязных улиц, очередей и пере полненных трамваев»'. Последовал вопрос корреспондента: «Ну, хорошо, пусть чело век с гитарой просто высказывает свою по зицию. Но поглядите, как это действует на слушателей. Они визжат, вскакивают на стулья, лезут на сцену, готовы зал раз нести. Они же в невменяемом состоянии! Недаром непомерное увлечение роком срав нивают с наркоманией». Н. Мейнерт полага ет, что с наркоманией следует скорее срав нивать классическую музыку и диско: «они уводят нас в мир чудесных грез и иллю зий», а рок «действует скорее отрезвляю ще». На возражения корреспондента: «Как можно сравнивать рок с классикой! Там культура, выпестованная веками, а здесь что? Субкультура, даже — антикультура, ведь она отрицает все, что было до нее прекрасного», ответил: «Именно так». По его убеждению, у молодого поколения «со' «Собеседник», 1988, № 50. 118 ' Газета «Молодость Сибири», Новосибирси 1988, 29 апреля. С. 9.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2