Сибирские огни, 1989, № 12

ДлИ расселения спецпереселенцев еще в 1929 году предназначался Кето-Чулымский район. Он располагается между реками Кетью и Чулымом и больше тяготеет к Чу­ лыму. До 1925 года здесь была Тутало- Чулымская волость с центром в с. Туталы. В 1925 году часть волости отошла к Зы- рянско^му району, а большая часть — к Сусловскому. До 1930 года Сусловский рай­ он входил в состав Ачинского округа, и та­ ежные чулымские места называли Тутало- Чулымским краем. В 1928 году сельсовет перебазировали в село Тегульдет, и село "Туталы потеряло свое значение, а позже и совсем перестало существовать. Одна из причин — затопление села во время час­ тых половодий. Но долго еще сельсовет назывался Тутальским, а край — Тутало- Чулымским, Добраться до Тегульдета, который к три­ дцатым годам стал центром Тутало-Чулым- ского края, можно было по Чулыму со стороны Зырянки, а с востока — со сторо­ ны Ачинска. Зимой главной дорогой ста­ новился Сусловский тракт. Он был пост­ роен в 1913— 1925 годы строительным от­ делом Томского переселенческого управле­ ния и соединял Тутало-Чулымскую волость с железной дорогой и Мариинском — центром уезда. К 1930 году по тракту ле­ том было трудно ездить, так как мосты об­ ветшали, а в ненастье дорога превращалась в месиво. Вот сюда, как говорили, в медвежий угол решено было направить спецпереселенцев. Были намечены Чулымо-Чичкаюльский, Пуштаковский, Чернореченский и Ворожан- ско-Мендельский массивы, Шишкинская гарь. Тутало-Чулымский край расположен в 140 километрах от железнодорожной стан­ ции Мариинск. До намеченных массивов еще от 30 до 80 километров по таежному бездорожью. Первый комендант переселенцев (Кето- Чулымской комендатуры с центром в с. Тегульдет) Савицкий писал; «Сообщение между северной частью Чулымо-Чичкаюль- ского и Чернореченским массивами и об­ житым районом (селения по р. Чулыму) в летнее время имеется по верховой тропе... Наиболее доступным в смысле заселения является Чулымо-Чичкаюльский... В север­ ной части этого массива имеются две срав­ нительно крупные заимки: Новая заимка в количестве 25 дворов по трассе Томско- Енисейской железной дороги (которая тог­ да проектировалась,— В. Н .) и Чичкаюль- ская заимка в количестве 15 дворов по Чич- каюлу. Кроме этих, имется ряд одиночных заимок (Власовская, Подгорная, Нагорная, Санникова и др.), расположенных по тропе Тегульдет — Новая заимка»'. В первую очередь предполагалось засе­ лить три первых массива. По обследованию 1929 года общая площадь земли исчисля­ лась в 143727 гектаров, из них ««удобной 128993 га. Получалось, что при норме на душу 4 га можно было расселить более 32 тысяч человек. Удобными считались земли, занятые гарями и лесом, которые после рас­ корчевки можно было использовать под пашню. В Мариинске из предназначавшихся к ссылке семей комендант отобрал 80 муж­ чин, умеющих плотничать. Надо было стро­ ить бараки и амбары, чтобы хоть что-то подготовить к прибытию спецпереселенцев: в таежных массивах планировалось раз­ местить 22250 человек. К началу доставки переселенцев плотники сумели построить 6 бараков и несколько амбаров для зерна. Что же это были за бараки? Строились они из сырого, неошкуренного леса и не на мху, а на соломе, на сене. Нары были двух­ этажные. К началу апреля из Мариинска достави­ ли десять эшелонов ссыльных, всего около 11500 человек. Количество ссыльных более чем в два раза превышало численность мест­ ного населения. В марте еще были сильные морозы, особенно по ночам, и спецпереселен­ цев на первое время поместили в деревнях. Но разместили не всех. В апреле 1930 года на месте ссылки по­ бывал уполномоченный Ачинского окрис- полкома Захаров. Что же он увидел, о чем писал в своем обширном рапорте? Он от­ метил, что не везде есть списки, а имеющи­ еся не точны. Ссыльные были размещены в населенных пунктах по 5 — 6 семей в од­ ном доме: нормальная жизнь местных жи­ телей была нарушена. На всех домов не хватало, пришлось вселять в бараки, в ба­ лаганы. Люди неохотно шли туда. «Имел место случай вселения в барак силой». На Пуштаковской гари... в бараках вследст­ вие тесноты свирепствуют болезни детей (корь) и смертность 2 — 3 в день». Уполномоченный упрекает работников ко­ мендатуры: дают неправильную информа­ цию о смертности людей и падеже лоша­ дей. «По сведениям комендатуры, умерло 25 человек и пало 33 лошади, тогда как по тракту мною подсчитано до 85 лошадей». Уполномоченный сообщает и о плохом ме­ дицинском обслуживании, о необходимости занять людей трудом и считает, что «сей­ час необходимо послать из Сибулона не­ обходимое количество техников-строителей, 2—3 агрономов и специалистов по уста­ новке пихтовых заводов». Он предлагает в крае создать районную комендатуру'. Уже первые дни показали, что перед спецпереселенцами стоит масса проблем. Страдания, начавшиеся в тяжкой дороге по Сусловскому тракту, были только пре­ людией. Ссыльным практически на голом месте, среди гарей и тайги надо было за ­ ново устраивать жизнь; строить жилье, корчевать лес, создавать пашни, пахать, сеять. Со всей трагической серьезностью вставала проблема снабжения людей пи­ щей, товарами первой необходимости. В местном интегральном товариществе, кроме спичек, соли, дорогого туалетного мыла, почти ничего не было. Не заготовили и муки. Завезенные рожь, пшеницу, овес везли на мельницы, размалывали в муку. На каждую семью были заведены карточ­ ки-аттестаты. Местные органы установили норму выдачи муки: 30 фунтов на главу семьи (это 12 кг) и Р5 фунтов на едока на месяц. Пайка не хватало. В первые месяцы работали только плотники, строившие на местах поселения бараки, амбары, затем и дома. Остальные бродили в поисках пищи. 1 П А К К . - Ф - 5 9 . - Оп. I.— Д . 745.— Л . 171, 177. ' ГАКК. Ачинский филиал,— Ф , 290.— Оп. I,— Д . 5 2 8 .- Л . 234-238.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2