Сибирские огни, 1989, № 11
носимым страданием рождено стихотворе ние «Позитивная программа»: Ах, как найти м не это свойство, каки х таблеток проглотить, чтоб поскорее беспокойство на безразличие см енить? Да, порой свою боль он прятал то за су ровостью, то за строгостью. Но он ие умел на эту жизнь, «еще нелегкую пока», смот реть с безразличием. И хорошо знал, что, стоит научиться этому,— тогда сразу все изменится. Тогда «совет ученых докторов неукоснительно признает, что я нормален и здоров». У Смелякова есть несколько стихотворе ний, объединенных общим названием «Стихи из больницы». Ни одно из них не то чтобы спокойно читать невозможно — каждое читать страшно. За каждым мучительная деформация жизни. Ясно, что когда поэт та кой внутренней силы и сдержанности, как Ярослав Васильевич Смеляков, буквально кричит: «Если уж поэты врут, больше жить не можно»,— то вокруг происходит что-то страшное. Накопившаяся в сердце поэта горечь, ка ким бы оно ни было отзывчивым и добрым, вызвана множеством фактов, потрясений, хорошо Смелякову известных. Как о много раз передуманном, он говорил; — Нельзя же безразлично относиться к тому, что Маяковский вдруг пишет строки, да еще обращенные к Пушкину, в которых сомневается в необходимости поэзии: Х орош о у нас в С тране С оветов. М ож но ж ить, р аб о тать м ож но друж но. Т олько вот поэтов, к сож аленью , нету — впрочем , м ож ет, это и не нуж но. — Почему ПОЭТЫ не нужны стране? А ведь стихотворение Маяковского было на писано, когда поэзия наша находилась в состоянии расцвета. Почему примерно в то же самое время о том же самом думает Есенин: Вот так страна! К акого ж я рож на О рал в стихах, что я с народом друж ен? М оя поэзия здесь больш е не нуж на, Д а и, по ж ал у й , сам я то ж е здесь не нуж ен. Смелякова как поэта, как гражданина всегда беспокоила судьба страны. Ярослав Васильевич говорил о том, что опыт жизни в нашей стране оплачивают люди непомер но дорогой ценой... Осмысление этого опыта требовало граж данского мужества, а гражданственность для Смелякова была таким качеством, без которого он себе художника не представ лял. И когда, например, «общественность» продолжала порицать уже умершего Бориса Пастернака, Смеляков считал необходимым для себя высказать свое отношение к поэту; Вот здесь, не приним ая прем ий, не слы ш а брани и похвал, он. к ак бы отри цая врем я, сам это врем я со здавал . Кажется, взгляд Смелякова на художни ка как на творца собственного гуманного времени является вообще центральным для всего его творчества. На мой взгляд, имен но таким творцом был и сам Ярослав Ва сильевич Смеляков. Ведь только творец гу манного времени, а не просто некий отража тель может «привлечь к себе любовь про странства», говоря словами Бориса Пастер нака. В таком времени художника главным действующим лицом, естественно, становит ся не какая-либо умозрительная идея, а свободный Протагоров человек — «мера всех вещей, существующих, что они суще ствуют, несуществующих, что они не су ществуют». Творчество Смелякова — боль шая реальность нашей поэзии. Сломить и сломать Смелякова не могло и не смогло ничто, а каких ему стоило это сил ■— вряд ли кто-либо знает... Смеляков поднялся, позвал жену. Татьяна Валерьевна собрала на стол. Дымился горя чий чай. Уже перед моим уходом Татьяна Валерь евна попросила: — Мне тоже нужно в Москву. Вы не мо жете остановить такси, подождать меня?.. Сколько я ни стоял у дороги — ни одно го автомобиля не было. Наконец показался небольшой автобус. Он был свободен, и я его остановил. Водитель ехал в Москву. Как я понял, человек он был сведущий, спросил у меня: — Смеляковы поедут? Вскорости подошла и Татьяна Валерьев на. Поглядела на меня вопросительно: мол, вот так подарок?! И только теперь я увидел, что по борту идет черная полоса... После разговора с Ярославом Василье вичем я еще не успокоился. Когда останав ливал автобус — глядел на него спереди, на черную полосу внимания не обратил. Что же делать? Но Татьяна Валерьевна уже вошла в ав тобус, поздоровалась с водителем (оказа лось, что машина литфондовская). Так вдвоем в холодном кузове и добирались мы до Москвы... Когда я возвратился в Новосибирск, то мне пришлось после октябрьских праздни ков уехать в командировку. Продолжалась она около двух недель. Домой возвратился поздним вечером. Жена встретила со слеза ми, показала «Литературную газету». Но еще в поездке я узнал, что непоправимое и страшное произошло. Ярослава Васильеви ча Смелякова не стало 27 ноября 1972 года... Конечно, есть стихотворные строки, ска занные Смеляковым про других, которые относятся и к нему. Кажется, и в стихотво рении «Майор» он говорит не только про Эрнесто Че Гевару; Л ю бовь бы ла и см ерть бы ла недолгой и взаим ной, как клекот горного орла весной в ущ елье ды м ном . Тот, кто внимательно читает стихи Смеля кова, заметил, что у него есть излюбленные образы, к которым поэт возвращается, не уходит от них, словно подсказывает нам, что образ этот не случаен. Вот и в «Любез ной калмычке» он опять говорит почти о том же, что сказал в «Майоре»: Н е у п р ек ая, не ревнуя, пью этот стон, и эту стынь, и эту горечь поцелуя. Т ак стары й беркут пьет, тоскуя, свою последню ю полы нь.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2