Сибирские огни, 1989, № 11
же слово нередко вызывает различные представления, потому что в жизни посто янно происходят изменения и за ними не легко угнаться, Смеляков припомнил, как в юности его пригласили в гости. Он поинте ресовался у хозяев; кто же приглашен еще? Ему сказали: «Все люди простые: молодые художники, математик, молодая певица. Но один —шофер!» Ярослав Ва сильевич пояснил, что в те годы редкая профессия шофера была окружена орео лом загадочности. Шоферу полагалась особая одежда (кожаные куртка и брюки, кожаные перчатки!), он пользовался высо чайшим почитанием. И острота чувств молодого человека, приглашенного в те давние годы в гости, где среди пригла шенных будет и шофер, сегодня просто непередаваема! В некоторых кемеровских книжных ма газинах в дни совещания молодых писате лей появился сборник рассказов и пове стей Андрея Платонова «В прекрасном и яростном мире» объемом более тридцати листов — он вышел в издательстве «Худо жественная литература» в 1965 году. Ког да Смеляков узнал, что эта книга есть в продаже, он всем нам посоветовал обяза тельно ее купить. Сказал, что Платонов — великий знаток и трансформатор жизни: человеческих мыслей и чувств, один из самых талантливых советских писателей. Его проза полна истинной поэзии. Редко такие художники встречаются. Посоветовал обратить внимание на окончание рассказа «Джан», на то, на сколько неоспоримой, непреложной для Платонова является идея ненасильствен ного счастья и абсурдной — принудитель ного. Потому что принудительного сча стья не бывает, как не бывает принуди тельной любви. Писатель больше всего це нил природу человека, неповторимость каждой личности. «Потому он и говорил устами машиниста паровоза Петра Са вельевича,—добавил Смеляков,— что без него народ неполный!» Сказал нам, что Андрей Платонов еше в 20-е годы приез жал в Сибирь как писатель. Под некоторыми произведениями Яро слава Смелякова обозначены названия городов Сибири и Казахстана. Поэт, по собственному желанию, влечению, приез жал в Иркутск, Барнаул, Павлодар, сти хотворение «Вдоль дымных окраин...» печатается с пометкой, что написано оно в Новосибирске. Стихотворение, рожденное в Красноярске, называется «Енисейские поля», под другими значится «Поезд Мо сква —Лена», «Пароход на Ангаре». Мне, конечно, известно то отвращение, с кото рым относятся к «географии» многие кри тики и поэты. Тому есть веские причины. Однако не забудем, что классики русско го стиха, и не только, кстати, русского, вовсе не творили свои произведения, ис ключительно сидючи на теплой печи, на деясь лишь на богатое воображение. Но это особый разговор . Не все из стихотворений Смелякова, связанных с Сибирью, относятся к лучшим для поэта. Но в Сибирь Смелякова тяну ло. Он всегда резко выступал против тех, кто на сибирский край глядел исключи тельно, как на некий мощный балласт, придающий лишь остойчивость огромному государственному российскому кораблю. Для него Сибирь была страной одухо творенной, живой. Он ездил сюда как будто даже за собственной юностью вдо гонку. Мы читаем в его стихах; Н а полке вагонной качаясь, покинув ую т и семью , я ехал в С ибирь, во звращ аясь, как дум алось, в ю ность свою. К поэту именно в Сибири, где он уви дел «из леса рубленную башню», что про стояла «триста с лишком лет подряд», пришли огненные строки о неистовом про топопе, одном из главных апостолов раскола в русской православной церкви — воплощении непокорного и непокоренного духа: Н о этот — крест на грязной ш ее, в обносках м ерзостно худы х — мне и д ор о ж е и страш н ее иноязы чны х, не своих. В едь он оставил русской речи и прям оту и срам оту, язы к м ятеж ного предтечи, светящ ий ся, к а к угль во рту. И, конечно, во время всех поездок Сме лякова в Сибирь его стремление ощутить дух собственной юности и молодости было неизбежно связано с духом поэзии Павла Васильева и Бориса Корнилова, неотступ но и беспощадно напоминало о трагиче ских судьбах его друзей-поэтов... Особенно удачной, богатой контрастными, разнообразными впечатлениями знакомст вами, новыми стихами оказалась поездка Смелякова в Сибирь в конце 50-х годов. Он побывал на перекрытии Ангары, много об щался с гидростроителями, возбужденный, ходил по берегам сибирской реки, не заме чая колдобин и грязи под ногами. В редак ции многотиражной газеты «Огни Ангары» в тот раз его познакомили с молодым поэтом-сибиряком Анатолием Преловским— Смелякова заинтересовали стихи Прелов- ского. Эта его сибирская поездка, как и другие поездки в Сибирь, нашла своеобраз ное продолжение после возвращения Сме лякова в Москву: сперва он предложил под эгидой ЦК ВЛКСМ провести совещание молодых поэтов, недавно принятых в Союз писателей, а потом затеял подготовку кол лективного сборника для издательства «Молодая гвардия». Сборник молодых поэ тов «Встреча» вышел в 1962 году. В нем представлены многие ныне известные поэ ты, каждый одним стихотворением. Не за терялись в нем и стихи сибиряков Светланы Кузнецовой, Анатолия Преловского, Петра Реутского из Иркутска, Георгия Граубина из Читы, Ильи Фонякова из Новосибирска. Смеляков хотел, чтобы в стране ценители поэзии знали творчество поэтов-сибиряков, любили лирику, рожденную в «суровом крае России». Прошло каких-то пять лет после издания сборника «Встреча», а в «Молодой гвар дии», опять же при поддержке Ярослава Смелякова, вышел сборник молодых россий ских поэтов «Земная орбита». Всесоюзный читатель впервые тогда познакомился со стихами молодых сибирских поэтов Нины Греховой из Новосибирска, Анатолия Ко-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2