Сибирские огни, 1989, № 11

Виктор КРЕЩИК НЕИСТОВЫЙ ЯРОСЛАВ, ИЛИ ГОРЕЧЬ В УЛЫБКЕ СМЕЛЯКОВА Д аже и знатоку, ценителю поэзии, не так-то просто, согласитесь, рядом с именем Ярослава Смелякова на­ звать имена других больших русских со­ ветских поэтов, которые бы так же после­ довательно, как Смеляков, на протяжении нескольких десятилетий уделяли присталь­ ное внимание Сибири в своем творчестве, оказывали влияние на развитие литератур­ ного процесса в этом крае. За постоянным, живым интересом, с ка­ ким Смеляков относился к Сибири, для меня явственно чувствуется не просто при­ страстное отношение художника ко всему новому, но глубокая, щемящая сокровен­ ность, какой-то пронзительно-личный, до­ рогой для Ярослава Васильевича мотив жизни. Этот мотив прорывался даже сквозь сдержанный характер поэта. И если, может быть, у Смелякова с Сибирью и не были связаны какие-то сверхбольшие обретения, то уж надежды, а также горь­ кие, невосполнимые потери связаны были. А ведь родился Смеляков в 1913 году далеко от Сибири — в украинском городе Луцке, до 40-х годов в Сибири не был, образ Сибири у него впервые появляется в стихотворении «Кремлевские ели», на­ писанном в 1945 году. В этом стихотворе­ нии, говоря о елях, он подчеркивает: «Нам сродни их простое убранство, молчаливая их красота, и суровых ветвей постоянство, и сибирских стволов прямота». Постоянст­ вом, внимательностью отличалось и отно­ шение Смелякова к Сибири. Бесспорно, его суровому, строгому характеру был по нра­ ву, был дорог и близок «суровый край России» — Сибирь. Смеляков говорил мне, что в юности он слышал о Сибири много не только веселых, но и жутковатых рассказов от своего дру- га-сибиряка, поэта Павла Васильева. Пер­ вая поездка в Сибирь должна была прои­ зойти еще в 30-е годы — показать Сибирь обстоятельно, во всей ее мощи, рассказать о ней подробно и Смелякову, и Борису Корнилову собирался Павел Васильев. Он был намерен свозить друзей в Сибирь два­ жды — и зимой, и летом. В дружеском Меня мололо время, и я его молол. Ярослав Смеляков кругу Павел читал и свое стихотворение «Сибирь», напечатанное еще в первом но­ мере родного для поэта журнала «Сибир­ ские огни» за 1928 год. Стихотворение за­ канчивалось строками, обращенными к Сибири: Теперь ины е подвиги и вкусы , М ои стр ан а, спеш и см енить скорей Те бусы И з клы ков зверей — Н а электри ческие бусы !.. Под этим стихотворением во всех сбор­ никах указывается 1928 год. Заметим, стихотворение, написанное в 1928 году, опубликовано в 1-м номере журнала уже в 1928 году! Правда, «Сибирские огни» вы­ ходили тогда один раз в два месяца. Од­ нако и время написания стихотворения стоит уточнить! Поездка в Сибирь у поэтов в те давние годы не состоялась Мы можем лишь дога­ дываться, как ярко показывал бы и откры­ вал Сибирь Борису Корнилову и Ярославу Смелякову Павел Васильев — поэт необы­ чайно бурного темперамента, смелой, не­ обузданной фантазии, отлично знавший родной для него сибирский край. Рассказы Павла Васильева о Сибири, конечно, были незабываемы. Художественная сила его стихов и поэм покоряла многих современни­ ков поэта. Вот, например, какое впечатле­ ние он произвел на Бориса Пастернака; «У него было то яркое, стремительное и счаст­ ливое воображение, без которого не быва­ ет большой поэзии и примеров которого в такой мере я уже больше не встречал ни у кого за все истекшие после его смерти го­ ды». Именно этот поэт-сибиряк навсегда вызвал интерес у Смелякова к Сибири. Павел Васильев был загублен, как и Борис Корнилов, в годы беззакония и репрессий. Смеляков в стихотворении «Три витязя» скажет о своем друге —поэте-сибиряке: Н а ранней зорьке пулею тузем ной расстрелян был казач ества певец, и покатился вдоль стены ' тю ремной его златой надтреснуты й венед.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2