Сибирские огни, 1989, № 11
тренняя готовность человека наших дней к непредубежденному анализу мировоззрен ческих уроков истории всех времен и наро дов в духе антиутопизма. В главе о Кампа- нелле В. Тендряков живописует ситуацию «реализованной» утопии. Чем уже, одно образнее предлагаемый утопистами идеал, тем мрачнее и несвободнее оказывается по строенный под флагом данной утопии го род. И в нем всегда находятся люди, кото рым выгоден этот псевдоутопический полис, и они правят им под эгидой мнимой защиты общественных интересов. Антиутопические мотивы улавливаются во многих литературных произведениях о 20—30-х годах. Как нынешних, так и напе чатанных постфактум. Особо примечатель ны в этом контексте неповторимые творе ния А. Платонова — писателя, который од ним из первых столкнул ультраромантиче- ские иллюзии и газетные идиллии времен индустриализации и коллективизации с правдой реального быта. Неповторимость «возвращенной прозы» А. Платонова в том, что он в «Чевенгуре» и «Котловане» освобождался от собствен ных заблуждений, характерных для поко ления участников революции. Он прозрел, что подобными заблуждениями жить нель зя. Благодаря А. Платомову мы видим, как из утопии теоретической возникает утопия «реализованная»; как идеология «реализо ванной» утопии вступает в трагический кон фликт с грубой, тягостной, безысходной действительностью самоубийственного «ве ликого перелома». А. Платонов поставил вопрос, от которо го и сегодня мурашки бегут по коже: а есть ли вообще выход из «чевенгурского» котло вана? 'Тем, кто истерически суетится в ма шем сегодняшнем Чевенгуре и боится поте рять остатки иллюзорных привилегий, пора бы понять, что они тоже давно на дне котлована и стенки его вот-вот обрушатся. Антиутопическими наблюдениями делится с читателем и А. Рыбаков в «Детях Арба та». Восхождение Сталина по ступеням власти здесь изображается на фоне цинич ной игры звонкими лозунгами и многообе щающими девизами. Сталин однажды раз мышляет так: «Идея — лишь повод для ре волюционера. Всеобщее счастье, равенство и братство, новое общество, социализм, ком мунизм — лозунги, поднимающие массу на борьбу». Для жизнеспособной политики бремя самодовлеющих лозунгов, утратив ших единство формы и содержания,— одно из самых тяжелых. Произведения, подобные «Детям Арбата», берут на себя задачу в значительной мере внелитературную. Они пытаются восполнить пробелы, существующие в нашей памяти из-за долгого молчания исторической нау ки. Не случайно самое интересное и самое спорное в романе А. Рыбакова — это внут ренние монологи Сталина и других полити ческих деятелей (Кирова, Орджоникидзе...). Поиски эгоистических мотивов сталинско го поведения сочетаются в этих монологах с косвенной а в т о р с к о й трактовкой собы тий, происходящих в стране. И, конечно, странно, что отрицатеьный герой вместе с тем служит проводником авторских истори ческих воззрений. В результате становится двусмысленным и скрытомногозначным все содержание монологических сцен. Много значность в данном случае затрудняет контакт повествователя с читателем, ибо порождает смешение противоположных то чек зрения — автора и действующего лица — в границах одного и того же текста. И ощущение игры автора с читателем. Произведения, коллизии которых настой чиво напоминают о вопиющих нарушениях справедливости в годы военного коммунизма и культа личности, выстраиваются в середи не 80-х в целую галерею. Вокруг них идут споры о характере огромной эпохи и ее деятелях. Очевидно, что роман А. Рыбако ва, породивший на удивление острую и обильную полемику, вовсе не центральное по значению произведение в этой галерее. Обновление исторического самосознания — естественное дело, хотя на «возвращен ных» публикациях и лежит печать траги ческой отсрочки. Что ж, лучше поздно, чем никогда. Только чувство опоздания застав ляет подумать о том, что повторять одно и то же о культе личности и соревноваться в поисках козлов отпущения — пагубно. Мрачных фактов прошедшей политической жизни хватило бы на сотню трагедий, и некоторые из них написаны. Сегодня, когда немало сказано и показано, споры об исто рических оценках нуждаются в глубокой проверке самих методов исторического мы шления, занятого судьбой советского Леви афана. Обсуждение исторической проблематики, начатое прозой, было буквально подхваче но публицистикой. Бесспорно, событийным выступлением на исторические темы стала статья И. Клямкина в «Новом мире» «Ка кая улица ведет к храму?» (1987, № 11). Самое главное в статье — это предложение осмыслить прошлое, ничего не вычеркивая в угоду субъективным прихотям или злобе дня. Удивительно, что И. Клямкин взялся решать задачу, очень похожую на ту, ко торую решают герои романа В. Тендрякова «Покушение на миражи». Только В. Тендря ков предложил героям провести абстракт ный компьютерный эксперимент на тему: что было бы в мировой истории без Христа? А И. Клямкин ишет ответ на вопрос, могла ли российская и советская история XX века быть не столь скачкообразной и обойтись без многократной массовой «мясорубки». Ответы прозаика и публициста явно пере кликаются и тяготеют к фатальному за ключению: на всем лежит знак неустрани- ной необходимости. Конечно, переигрывать историю в уме, задним числом — дело сомнительное. Проще принять, что она состоялась и мы должны отталкиваться от нее как от горького фак та. Но все-таки, в истории, несмотря на действие устойчивых законов человеческой природы и жизнедеятельности, есть место и случаю, и выбору людей, принимающих крупные политические решения, выдвигаю щих социальные программы и концепции. Любая, самая критическая ситуация исто рии — это всегда перепутье. Как ни больно для души, а надо согла ситься, что «победили тогда сильнейшие»; «другого «проекта застройки» нашей ули цы, способного конкурировать с коллекти визацией, в ту пору не было»,— считает И. Клямкин. Я понимаю автора статьи. Одно дело — вопрос «Почему так было?», другое — «Кто был прав, а кто — виноват?». В пер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2