Сибирские огни, 1989, № 11
называемому бескорыстию сильной держа вы» (Собр. соч.—М., 1912, т. 5, с. 13). Повторяю: Чаадаев и Леонтьев ис.ходят в своих суждениях не из моральных посту латов самих по себе, а из собственных интересов России. Что за странное совпаде ние? Ведь не могли же они оба желать ослабления внеьпних позиций России. Вид но, причина совпадения — в сознании, что держава лучше укрепится, если больше со средоточится в себе и будет изнутри пол ноценно наращивать свой социальный, экономический, культурный потенциал, включая военно-оборонительный. По-настоя щему силен, как известно, тот, у кого хоро шие мускулы, а не тот, кто заплыл жиром и лишним весом. Обольщаться тут нечем. НРАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ Казалось бы, сказать что-то новое в об ласти нравственных идей сегодня очень трудно, поскольку уже в 60—70-е литера тура прошла новый круг духовных исканий и вернулась на путь убежденной защиты «простых» моральных идеалов. Между тем как раз в 70-е художественная мысль в своем познании современной личности и повседневного быта зашла в своего рода этический тупик: новейший герой, в отличие от деревенских стариков и лейтенантов- максималистов, не оправдывал лучших на дежд, начинал двоиться подобно вампилов- скому Зилову, не без цинизма лавируя меж добром и злом, законом и обычаем, правдой и ложью. Двойная игра, суета сует, «ими- таторство» стали постоянными спутниками литературных характеров. Росло также их отчуждение от мира. Наверно, по этой причине вопрос о смы сле жизни, оставляемый в конце произведе ний без ответа, сделался распространенной формой художественного построения. Шук шин, Абрамов, Трифонов, Тендряков, Бон дарев, Гранин, Астафьев, Распутин, а вслед за ними Макании, Ким, Крупин, Курчаткин, Киреев, Екимов — каждый по-своему — спрашивали, спрашивали, спрашивали; что с нами происходит? чем жива совесть? воз можна ли другая жизнь? где главный вы бор? ради чего житейская погоня? Это не был простой драматический прием. Это бы ло мироощущение. Проза середины 80-х от вопросов не из бавилась, но, однако, захотела прибли зиться к ответам. В. Распутин от щемящих воспоминаний о крестьянских общинных традициях идет к идее Земли кормящей. Его герою нужна прочная почва целостного народного поряд ка, соответствующего и традиционным патриархальным ценностям, и простым при родным потребностям. Но Земля пока мол чит и ждет, не образумятся ли люди после пожара. В. Астафьев отстаивает идеал Семьи. Она — первоклетка общества, с нее начина ется преодоление всех противоречий. Иска ния и раздумья Сошнина обеспечивают ху дожественную и психологическую весомость авторской веры в семейное начало. Тем важнее, что В. Астафьев дополняет мысль о Семье другой идеей, которая особенно до рога русским писателям — идеей Ребенка. Малютка, брошенная на вокзале непуте вой матерью, спасена вором-рецидивистом, неожиданный случай толкает спасителя на путь честной жизни. Ни милиции, ни суду такое перерождение не снилось. Событие почти символическое, ибо Дитя — это образ, способный при любых обстоятельствах на помнить человеку о добре, заставить его заботиться и о своей семье, и о мировом порядке, ценить настоящее, здраво готовить будущее, надеяться на сохранение рода че ловеческого. Образ ребенка, поглощающего реальные заботы главного героя, венчает и роман В, Тендрякова «Покушение на мира жи» с его библейскими и философскими экскурсами в историю общечеловеческой борьбы Добра и Зла. В замкнутый круг смерти попадают волчата и человеческий детеныш в «Плахе» Ч. Айтматова. Старый символ живет новой жизнью. Не только писатели и художники, но це лый род людской все чаще видит перед со бой призрак Конца. Его виновником могут стать сами люди, создавшие в слепой потре бительской погоне за властью, приоритетом, богатством, престижем смертоносные сред ства разрушения и технический мир, гото вый в любую минуту выйти из повиновения, вызвать самоубийство цивилизации. Герои В. Астафьева порываются размы шлять о боге и дьяволе. В романах В. Тен дрякова и Ч. Айтматова нарисован Христос. Это, понятно, не игра случая и не подра- жение М. Булгакову. Можно и нужно про анализировать новейшую моральную си туацию с исторической точки зрения, ибо эта ситуация возникла во многом объектив но и не является продуктом досужих суеве рий, свойственных отдельным лицам. Я думаю, что к концу XX века назрел очередной кризис идей, призванных соеди нить индивидуальное сознание с обществен ным, поддержать в ДУше отдельного челове ка чувство общности с миром. Этот кризис имеет непосредственное отношение к пробле ме гуманизма и «человечности человека», которая, как правило, проглядывает сквозь религиозные образы современной литерату ры. Тут требуется, повторяю, историческое объяснение. Оглянемся в прошлое. Когда в эпоху распада римской империи распро странилась психология отчуждения лич ности от общества и государства, то в про тивовес ей утвердилось христианство — не бывалая вселенская религия. По преданию, Христос явился на землю не только как спаситель людей. Он — мудрец, познавший зыбкость бытия и трагическую слабость человека под грузом социальных установле ний, которые, старея, всегда тяготеют к оскуднению духа и перевесу буквы, к наси лию и фарисейству. Христос пришел как живой творческий посредник между Абсо лютной волей к Добру и маленьким рабом божьим, желающим духовно освободиться от своего земного ничтожества. Поэтому ранее христианство было гуманистическим, человечным по духу. С тех пор в течение столетий церковные и светские идеологии пережили немало ме таморфоз. В Новое время рационалистиче ская философия и наука постепенно отка зались от апелляции к Божественному ав торитету и прошли через апелляцию к Ра зуму, Природе, Истории. Но всякий раз, когда светская мысль попадала в полосу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2