Сибирские огни, 1989, № 11
«оправданность» его вряд ли следует столь легко списывать на обстоятельства. Что ка сается общественного сознания, то считать его целиком «отброшенным назад» —значит упрощать существо дела. Несмотря на «застой», цензурную рутину и просто кру говую поруку посредственности, неореали. стическую литературу этого периода отнюдь не назовешь бесплодной, отброшенной на зад, склонной в «эскейпу». Напротив, имен но в 70-е годы достигли зрелости, сказали много животворного и волнующего ведущие писатели военного и послевоенного поколе ний. Тревожная социальная и нравственная проблематика была ими выявлена и предъ явлена обществу. Другое дело, что полити ческая мысль чаше всего не торопилась откровенно признать и переформулировать то, что подсказывала ей — разумеется, на своем метафорическом языке — живая ли тература. НЕКОТОРЫЕ УРОКИ «ПОЛИТИЧЕСКОГО РОМАНА» Как мы мыслим? В условиях, когда с пе чатных страниц слышатся призывы к «но вому мышлению», такой вопрос напрашива ется сам собой. Правда,, термин «новое мышление» первоначально прилагался толь ко к международным делам. Но ведь поли тика едина, следовательно, «новое мышле ние» должно распространиться и на внут ренние темы. Что касается международной жизни и «нового мышления» о ней, то современная литература не прошла мимо этой сферы об щественного самосознания. Вспышка инте реса к «политическому роману» на рубеже 70—80-х совпала с ростом антимилитариз ма, с усилением тревоги за судьбу планеты и стремлением преодолеть традицию узкого политического эгоизма в вопросах мирного сосуществования. Но «политический роман» быстро выдох ся, и в середине 80-х перестал по-настоя щему волновать критику и читателей. Чем это объяснить? Тем, что «политический роман» был на деле «внешнеполитическим». То есть обычно рассматривал ситуации меж дународной жизни отдельно от жизни внутренней. Авторы «политических романов» работали, как правило, очень осторожно, избирательно, идеологически прагматично, заранее зная, что сказать, а что оставить в уме. «Оставленным в уме» оказался и Афганистан, лежавший камнем на нашей го сударственной совести. Поэтому философия «политического романа» получилась скоро течной и урезанной. Возможно, одно из самых очевидных свидетельств такой судь бы жанра — романы А. Проханова. Герои этих романов — писатели, журна листы, кинорежиссеры — перемещаются по планете из одной горячей точки в другую. Чаще, чем герои других «политических» романистов, персонажи А. Проханова огля дываются на свою родину, на «державу». Они охотно размышляют о ее природе и сельских красотах, о погибших отцах и психологии поколений. При всей любви к риторике, этим героям не откажешь в уме и способности самостоятельно воспринимать современный мир. Тем удивительнее, что им не приходит в голову задать себе не лишен ный естественности вопрос; всегда ли физи ческое присутствие родной «державы» в данной горячей точке отвечает ее подлин ным, а то и просто разумно-эгоистическим, правильно понятым интересам? Историче ским интересам! Оправдано ли это присут ствие с утилитарной и моральной точек зрения. Ведь не чувствуя себя по-настояще му правым, странно призывать к соблюде нию высоких принципов мирного сосущест вования и международной безопасности. И напротив: легче успешно действовать тому, кто твердо убежден в собственной справед ливости. А. Проханов свободно прибегает к словам «геополитика», «глобальный механизм» и сообщает, что ему это интересно. Однако при всей эмоциональности автора его инте рес к геополитике далек от элементарного вопроса: зачем я здесь? А ведь если вду маться, то «новому мышлению» предстоит стимулировать именно самооценку сильных мира сего и предпринять попытку трезво, в стиле реальной и системной геополитики осмыслить всю историческую ситуацию от 1945 до 2000 года. Сложный, щекотливый и важный вопрос об экстенсивных тенденциях во внешней политике державы-гиганта не был затронут «политическим романом», хотя, в сущности, это вопрос не слишком новый. Новы только глобальные обстоятельства. При других об стоятельствах над этой темой задумывались многие русские писатели и публицисты прошлого. Причем радикалы, либералы и умные охранители подчас сходились в пони мании ненужности для России экстенсив ного, центробежного движения. Сошлюсь на П. Я. Чаадаева. В 1854 году он писал; «А в переживаемое нами время возбуждение народов против России возрастает еще и потому, что Россия, не довольствуясь тем, что она как государство входит в состав европейской системы, посягает на звание народа с высшей против других цивилиза цией, ссылаясь на сохранение спокойствия во время пережитого недавно Европой по трясения. И заметьте, эти претензии предъ являет уже не одно правительство, а вся страна целиком. Вместо послушных и под чиненных учеников, какими мы еще не так давно пребывали, мы вдруг стали учителя ми тех, кого вчера еще признавали своими учителями. Вот в чем восточный вопрос, сведенный к своему наиболее простому вы ражению» (Статьи и письма,—М., 1987, с. 322-333.) Скажут, что Чаадаев — западник. Хоро шо. В 1873 году К. Леонтьев — мыслитель, далекий от либеральных и западнических взглядов, но отнюдь не лишенный глубокой социальной интуиции и аналитического та ланта—доказывал, обсуждая «славянский вопрос»: для России «слишком тесное присо единение других славян было бы роковым часом ее разложения и государственной ги бели. Если одна Польша, вдобавок разде ленная на три части, стоила России столько забот и крови, то что же бы произвели пять-шесть Польш?» И далее: «Откровенное обращение к интересам эгоистическим вер нее. Если эгоизм государственного долга совпадает с преданиями, с привычными со чувствиями и т. п. вещами, очень высокими и важными (но не всегда политическими), тем лучше; тем больше можно верить так
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2