Сибирские огни, 1989, № 11
*СССР ущемленной) роли России в Отчасти затронуты подобные проблемы и в романе. Но стоит только В. Белову дойти до рецептов лечения, как мысль ро маниста норовит соскользнуть куда-то вбок. Начинаются многозначительные намеки насчет заговора русофобов, нервозные пин ки в адрес тлетворного Запада, как таково го, и т. п. Конечно, при желании можно рассуждать и о сионизме, масонах, порногра фии, рок-музыке, однако куда девать при этом объективные факты и причины об щественного разлада, обнаруженные самим писателем? Читаешь, скажем, статью В. Белова «Ремесло отчуждения» и дума ешь; господи, если бы наши социальные и национальные проблемы сводились к козням «чуждых сил» — как просто было бы искать выход из затяжного исторического кризиса. В принципе, не трудно понять В. Белова, когда он убежденно нападает на рабское подражание потребительской моде, распро странение суррогатов массовой культуры, историческое беспамятство, пьянство. Но духовной цельности и внутренней свободы, необходимой для формирования русского национального сознания, я в романе не на хожу. А третировать Бриша, ей-богу, скуч но. Уедет из страны — вольному воля, оста нется — будем разговаривать о сути дела, а не о пункте в паспорте^. Бесспорно, роман «Все впереди» диссо нирует с предшествующим творчеством са мого В. Белова, с его «Привычным делом», «Плотницкими рассказами», «Ладом», «Ка нунами»... Последние части «Канунов», на печатанные в «Новом мире» (1987, № 8; 1989, № 3) по тематике созвучны книгам, в которых современные писатели обращаются к историческому прошлому страны, к соци альным и политическим потрясениям 20— 30-х годов. С. Залыгин, Б. Можаев, И. Аку лов, Н. Скромный буквально перепахивают эпоху, в течение которой многократно ре шались судьбы народа и государства, раз ных партий, классов, поколений. 1 Зам ечу , что на съ езд е народны х деп утатов, где вы ступали м ногие советские писатели, я в ст венно о б н ар у ж и л ась потребность в точном , н аи конкретнейш ем определении политических, п р аво вых, адм инистративны х, культурн ы х полож ений и проблем . В том числе проблем нац ионального сущ ествования народов С С С Р, ины е из которы х ж а ж д у т собственны х нац иональны х возрож дений. Ч асто приходится слы ш ать, что «русоф обия» сочетается с «антисоветизм ом » и «антиком м ун из м ом ». Эти напом инания н у ж даю тся в точном ис толковании, ибо «антистоветизм ом » ещ е несколь ко лет н а за д н азы вали то, что сегодня считается норм альны м проявлением гласности. У потребле ние нам и этих и подобны х понятий д о л ж н о вклю чать в себя нравственную сам ооц енку собственно го политического поведения. Н апом ню , что наш е вступление в Ч ехословакию и А ф ганистан о б ъ я с нялось оф ициальной пропагандой — к ак борьба с «антисоветизм ом » и «антиком м унизм ом ». В озн ик новение ответной «русоф обии» н ас тогда почему- то не волнввало... “ Д ругой вопрос, что. ж ивописуя сборы Б риш а в эм играцию , В. Б елов не почувствовал искус ственности всего оф ициального п орядка, вы текаю щ его из наш ей политической изоляции. П о рядка, унизительного для всех гр аж д а н советской стр а ны. А вед ь именно но причине и золяциони зм а вы езд представителей р яд а нац иональностей (евре ев, арм ян , нем цев) п ревратился чуть ли не в приви легию . Мою национальную гордость больш е всего коробят именно неестественны е эти о бстоятельст ва, подры ваю щ ие к ак наш национальны й п р е стиж , та к и личное достоинство советских лю дей, попадаю щ их за границу. А о тъ езд Б риш а, коли уж ему дан о оф ициальное разреш ение, я как- нибудь переж иву.» Правда, когда некоторые романисты жаждут свести счеты с прошлым и пыта ются найти «простое» объяснение траге диям минувшего, они явно оказываются далеко позади серьезных публицистов, вла деющих приемами системной социологии и конкретного исследования (см.: В. Селюнин «Истоки», О. Лацис «Перелом»). Начина ется запоздалая путаница в понятиях «ста линизм», «троцкизм», и возобновляются поиски козла отпущения исключительно среди коварных инородцев, желающих — подобно былым «шпионам» и «вредителям» — погубить Россию ради тайного злого умысла. Но тут опять идут в ход по преи муществу намеки. И они как-то не в ладу с художественной правдой, имеющей самосто ятельное значение для целостного понима ния рокового перелома 1929 — 1930 годов и всей российской трагедии XX века. Что до намеков, то предпочту процити ровать русского философа Н, Бердяева: «Нет ничего легче, как убедить людей низ кого уровня сознательности, что во всем виноваты евреи. Эмоциональная почва все гда готова для создания мифа о мировом еврейском заговоре, о тайных силах «жидо масонства» и пр. Я считаю ниже своего достоинства опровергать «протоколы сион ских мудрецов». Для всякого, не потеряв шего элементарного психологического чутья, ясно при чтении этого низкопробно го документа, что он представляет наглую фальсификацию ненавистников еврейства. К тому же можно считать доказанным, что документ этот сфабрикован в департаменте полиции. Он предназначен для уровня чай ных «союза русского народа», этих отбро сов русского народа. К стыду нашему нуж но сказать, что в эмиграции, которая ночи, тает себя культурным слоем, «союз русского народа» подымает голову, мыслит и судит о всякого рода мировых вопросах. Когда мне приходится встречаться с людьми, которые ищут виновника всех несчастий и готовы видеть их в евреях, масонах и пр., то на во прос, кто же виноват, я даю простой ответ: как кто виноват, ясно кто, ты и я, мы и есть главные виновники» («Христианство и антисемитизм»). И все-таки новые встречи литературы с прошлым наводят на мысль, что объектив ный художественный анализ минувшего уда ется нашим ведущим писателям лучше, не жели проникновение в злободневную соци альную проблематику. Тем более достойно удивления, что некоторые критики склонны видеть в актуальных художественных пуб ликациях середины 80-х совершенно новое слово, а литературу 70-х готовы списать в тираж как продукт «застоя». Вот рассужде ние, достаточно красноречивое для «пожар ных» литературно-критических мнений; «Общественное сознание в 70-е — начале 80-х было отброшено назад. Наступило время разочарования, пассивности, равно душия, конформизма, которому поддались былые «шестидесятники», а у части твор ческой интеллигенции наблюдалось оправ данное стремление к «эскейпу», поиску нравственного убежища, своеобразной куль турной ниши» (Н. Иванова, «Дружба наро дов», 1987, № 8, с. 241). Если стремление к «эскейпу» и наблюда лось у «части творческой интеллигенции», то, во-первых, далеко не у всей, а во-вторых,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2