Сибирские огни, 1989, № 11
преступности и преступных нравов — общая черта произведений Распутина, Астафьева, Айтматова; и это не детективный прием, а кричащее социологическое свидетельство. Любопытно, что Авдий спорит с дельцом Гришаном, идеологом дикого эгоизма и материальной наживы, но с Обер-Кандало- вым, бригадиром «мясозаготовителей», гла варем псевдогосударственной «хунты» спо ра не возникает. Некогда и не о чем спорить, ибо преступник, присвоивший се бе права и власть государственного лица, бесчеловечнее всех прочих. Ни Бога, ни Природы для него не существует. Защищая сайгаков, Авдий действует уже не столько как вымышленный искатель но вой религии, сколько как человечный че ловек. Наверное, поэтому в тягостной сце не гибели Авдия Айтматов-теоретик и Айт- матов-художник все-таки находят друг романе В. Белова «Все впереди» налицо многие мотивы, характерные для произве дений середины 80-х. Наркомания и алко голизм, катастрофы природные и техниче ские, бог и дьявол, повреждение нравов и разгоряченные национальные чувства — все го здесь в избытке. Но вот глубокого по нимания сегодняшней социальной ситуации и художественного чувства меры роману, увы, недостает. С сожалением приходится согласиться с теми, кто видит в романе по большей части отражение психологии, свой ственной определенному типу современных обывателей. Д. Урнов, говоря о героях романа, отыскал забавное слово: «пентюхи» «Броде бы. по своему положению, истин но современные граждане, вооруженные всеми средствами новейшей коммуникации, а на деле, по условиям — какие-то былин ные сказители, вот они и слагают предания, причем не только о минувшем, но и о теку щем: как об императоре Николае и прези денте Кеннеди, так и о мировых заговорах, стихийных катастрофах, кроме того, еще и о самих себе» («Бопросы литературы», 1987, № 9, с. 131). Действительно, ведущие герои В. Белова берутся судить обо всем подряд, как шук шинский Глеб Капустин в рассказе «Сре зал», не особенно утруждая себя выбором доводов, а тем более их проверкой. Режет себе и режет. ПолучьГлась, по выражению Д. Урнова, «мешанина в мозгах». Но «меша нина» эта не безобидна. Она сопутствует претензиям на приоритет в толковании рус ского патриотизма и «почвенного» мировоз зрения. Только есть ли тут истинная почва? Пытаясь объясить этот сумбурный «не- беловский» роман, стараюсь заглянуть в душевный мир В. Белова, о котором я не раз писал в самом положительном тоне. Может быть, тут косвенно сказалась заста релая обида писателя-деревенщика за русское крестьянство, за его исторические беды и горести? Но если так, то обида эта в данном случае выразилась крайне пре вратно. Она не нашла опоры в трезвом ра зуме, обросла мещанскими «комплексами» и предрассудками. Герои романа избирают самый ненадежный и старый, как мир, вы ход из духовного кризиса — чужебесие. Только вряд ли живая память о народных страданиях и утратах сможет обогатиться за счет подобного подхода к действитель ности, к подлинным проблемам русского национального возрождения, и главное, развития, конкретная концепция которого отсутствует, как ни прискорбно, как_ раз у крикливых поборников этой насущной идеи. В. Белов взялся за сочинение русско-ев рейского диалога между Медведевым и Бри- шем, стравливая героев, нагнетая морально идеологический конфликт на чисто нацио нальных основаниях. И что же? Характеры «русского» Медведева и «еврея» Бриша получились плоскими, безжизненными, не вызывающими простого психологического доверия. Что касается философии романа, то идея русского национального возрожде ния, которую автор вроде бы искренно лелеет, оказалась низведенной до лубоч ного фарса. Фарс получил продолжение в грубой критической перебранке... Не стоило бы об этом писать, щадя вы сокую репутацию русского писателя, но ведь он сам навязал нам, читателям, эту раздутую, многократно исковерканную конъюнктурной пропагандой — нашей и за рубежной — тему. Разумеется, тут дело не в самом В. Белове, а в том, что его роман превратился в явление литературно-груп повое. Не секрет, что ныне литературная полемика узконационального толка обросла всевозможным — как «правым», так и «левым»,— политиканством. В этом контек сте любое, даже самое честное высказыва ние о «русской идее» и национальной само бытности культуры обрекается на доктри нерское, вульгарное восприятие. Как след ствие, затушевывается реалистическое осоз нание и российской, и советской действи тельности, искажается отношение к куль турным ценностям. Я уж не говорю об охотниках подсовывать под русский па триотизм примитивные казенные представ ления о советской «великодержавности». Что касается русофобии, о которой сей час то и дело напоминают запальчивые по лемисты, то она несомненно заслуживает резкого отпора, как и любое выражение нациофобии. Но только не нужно при этом делать вид, что мы, гордые великороссы, не умеем различать национального и услов но-политического значения слов «Россия», «русские», «отечество»... Не годится выда вать критику и самокритику государствен ных институтов и государственной полити ки за национально-этническую неприязнь к русским людям, русскому народу, русской культуре. Путаница и подмена понятий в этом вопросе есть прямое потворство ко рыстной идеологической демагогии, обслу живающей под покровом патриотической фразеологии военно-бюрократическую ру тину. А вообще-то давно известно, что па триотизм и любовь к родине проверяются не словом, а делом, заботой о реальном благосостоянии и престиже государства. В этой связи вот что любопытно: в пуб лицистике В. Белова было сделано много конкретных и веских суждений о подлин ных бытовых бедах России, о разрушении русского крестьянства, о вопиющих наруше ниях российской экологии, о парадоксаль но-противоречивой (централизующей и вме-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2