Сибирские огни, 1989, № 11
КРИТИКА ЛИТЕРАТаРПВЕДЕНИЕ Александр ПАНКОВ ЕСЛИ ГОВОРИТЬ ОБ ИДЕЯХ. ЗАМЕТКИ О НОВОЙ ПРОЗЕ СЕРЕДИНЫ 80-х 1/1 так, ни по именам ее выдающихся ( ( г 1 художественных сил, ни по чисто литературным направлениям ис торию новейшей литературы нашу делить нельзя, потому что такое деление не дает характерных признаков. Единственным, действительно, характеристичным делением, т. е. таким, которое уже в одном названии носит свое определение и дает представле ние об основных чертах эпохи,— это только деление по кругу идей, в данный период завладевших умами...» Это высказывание профессора С. А. Вен герова из книги «Очерки по истории рус ской литературы» (СПб., 1907, с. 19) может вполне быть отнесено и к современной сло весности. Ведь именно у литературы 80-х возросла потребность в свежих идеях и, со ответственно, возрос вес идей. Нельзя ска зать, чтобы новые произведения прозы 80-х изобиловали принципиальными открытиями. Но внутренний строй этой прозы оказался достаточно своеобычным по сравнению с литературой предшествующего периода. Какие социально-философские идеи под сказывает и варьирует современная лите ратура? Что она сознает в жизни и что мы сознаем — или можем осознать — с ее по мощью? Вопрос не праздный. В середине 80-х, в атмосфере «перестройки» потреб ность в активной мысли, способной взять, что называется, в скобки историческую си туацию, обозначилась ясно и настоятельно. Литература пробует откликнуться на этот социальный заказ. Одновременно происхо дит. выплеск литературы «возвращенной», публикуемой, так сказать, постфактум. Она резко усиливает общее стремление к от кровенной социальной рефлексии. Ведь в большинстве своем — это произведения о больном, накипевшем, трагическом. Очевидно, что в новой прозе середины 80-х взвешенное аналитическое нравописа- ние отступило на второй план. Зато резко возрос удельный вес публицистичности и обнаженного критицизма. Запутанная исто рия общества и государства, современные нравы и всевозможные формы их повреж дения — вот что подвергается первоочеред ному суду. Попутно разрастаются группо вые распри, сводятся — порой с изрядной примесью дешевой демогогии — литератур ные счеты. При всем том, поводом для тяжбы мнений избираются самые злобо дневные вопросы дня, которые обрушива ются на современное сознание лавинообраз но. Угроза глобальной катастрофы, регио нальные конфликты, экологические проры вы, политический и националистический экстремизм, экспансия «массовой культу ры», язвы исторического прошлого, корруп ция, наркомания, социальная инерция, бес культурье, уголовщина — одно следует за другим. Но — как противовес — остается мучительное стремление к позитивным со циально-экономическим и духовным изме нениям, справедливости и законности, реа листическому развитию государственности и культуры... Немудрено, что в необычных обстоятель ствах наряду с трезвыми попытками предо стеречь народ от зреющих болезней, свое временно выявить их дальние причины и близкие следствия в печати и литературе наблюдаются также явные симптомы обы вательской истерии. Среди них самые яв ные: путаница в социальных понятиях, под тасовка идеалов и вульгаризация ценно стей, забвение элементарных правил чест ности, логики, конкретного исторического анализа, наклеивание ярлыков и догмати ческое цитатничество, привнесение в лите ратуру бытовых предрассудков и шара ханье в идейные крайности... Подобные явления, бесспорно, мешают литературе быть полноценным зеркалом жизни и Духа. Тем не менее, воздействие художественной мысли на социальное само сознание непрерывно продолжается. При. чем именно литература позволяет достовер но судить о процессах, происходящих в ду ховной сфере. Правда, 1987—1989 годы прошли в ос новном под знаком публикаций «постфак тум». После чуть ли не одновременного по явления в середине 80-х публицистически запальчивых произведений В. Распутина, В. Астафьева, Ч. Айтматова и В. Белова
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2