Сибирские огни, 1989, № 11
Как ни парадоксально, правила дорож ного движения воспринимаются учителями школ сегодня в виде этакого довеска к ос новной программе, занятия проводятся в процессе внеклассной работы, ведут их лю ди, которые зачастую сами имеют весьма смутное представление о специфике дорож ного движения. Мне представляется, что положение улуч шится, если занятия по Правилам дорож ного движения будут введены в сетку учеб ных часов, если их будут проводить специ ально подготовленные преподаватели, если оборудуют в школах кабинеты по безопас ности движения, а в школьных дворах — элементарные автоплощадки, если... Если коренным образом изменится отношение к этой проблеме. Не могу не вспомнить в этой связи сооб щение ТАСС, опубликованное в прессе в марте нынешнего года: «Берлин. «Годом пешехода» объявлен в ГД,Р 1989 год. Дорожная полиция и обще ственные организации страны стремятся совместными усилиями добиться сокраще ния числа несчастных случаев на дорогах. Дело в том, что их количество увеличилось в прошлом году сразу на 21,5 процента по сравнению с 1987 годом. И это, несмотря на то, что пешеходы в ГДР ведут себя весьма дисциплинированно». Прокомментирую это позже. А пока пе рейду к другой нашей печали —*состоянию дорог. На протяжении последних пяти лет оно принесло нам свыше двух тысяч ава рий. Дорожники прикрываются ссылкой на историю. На историю строительства дорог, особенно упирая на дороги местного значе ния. Действительно, в ту пору, когда они сооружались, совсем иными были условия эксплуатации. В частности, предполагаемая нагрузка на ось автомобиля едва достигала тогда шести тонн, в то время как сейчас, на современных грузовиках, этот показатель поднялся до десяти тонн. Кроме того, до рожное полотно не соответствует современ ным требованиям по ширине проезжей час ти, ему не по силам пропустить огромные транспортные потоки. Все так, все верно, и тем не менее урон для автомобиля был бы не столь ощути мым, коль скоро качество содержания до рог, их реконструкция не находились бы в прямой зависимости от уровня совестливо сти дорожников. Такая же прямая зависи мость — и у строителей, прокладывающих новые трассы. А совестливость у тех и дру гих, к несчастью, пока не подверглась пере стройке. Наиболее распространенный вид повреж дений дорожного полотна — наша извечная российская колдобина (всем известны, веро ятно, и другие наименования — ухаб, вы боина, шибель, нырок, зажора), которую Владимир Иванович Даль определил в своем словаре как «большую крутую ямину, залитую водою», а в числе сопровождающих это определение поговорок привел такую; «Такие ухабы, что кони на горе, а повозка под горою». Современные повозки на лю бую гору вылезут, а вот от поломок па кол добинах они, увы, не застрахованы. Как не застрахованы и от столкновений со встреч ным транспортом при попытках объехать очередную ямину стороной. В странах с развитым автомобильным движением колдобина на дороге — ЧП, она будет заделана в ближайшие полчаса после того, как ее обнаружат, у нас же дорожные службы приучили и себя, и бедолаг-водите- лей, что колдобину следует воспринимать как неизбежное зло, занесенное еще с гого левских времен в реестр долгожителей. Да и где там воевать с колдобиной, если при каж дом комиссионном обследовании дорог об наруживаются то на одном, то на другом участках аварийные мосты, засоренные водо перепускные трубы и, соответственно, про мывы грунта под проезжей частью, просад ки обочин, достигающие порой четверти метра, что создает угрозу опрокидывания автомобилей, отсутствие десятков дорожных знаков, в том числе знаков приоритета (как, например, знака, предписывающего «усту пить дорогу»), что чревато возможностью столкновений, и т. д. и т. п. При каждом очередном обследовании ра ботники Госавтоинспекции выявляют непо средственных виновников тех или иных упу щений в содержании дорог и передают все материалы, где называются и должности, и фамилии этих лиц, на рассмотрение адми нистративных комиссий райисполкомов. И ждут, что комиссии, в соответствии с Адми нистративным кодексом РСФСР, а также с Указом Верховного Совета СССР от 15 мар та 1983 года, найдут необходимым пронять виновных, как минимум, штрафом (от 30 до 100 рублей), чтобы другим, как говорится, было неповадно. Увы, в составе админист ративных ко.миссий райисполкомов народ, как правило, жалостливый, наказанию под вергается едва ли десятая часть бракоделов. (В 1987 году административные протоколы были составлены на 297 человек, а в 1988 году — на 359. Тенденция, к сожалению, в сторону роста.) Вернусь к «Году пешехода», объявленно му в Германской Демократической Респуб лике. Я всегда завидовал немецким колле гам; у них дисциплина на дороге — не в пример нашей. И тем не менее, как видите, они посчитали необходимым привлечь к про блеме внимание всего общества. Ну, а что в этом плане следует предпри нять нам? Если последовать их примеру, мы должны одновременно объявить и «Год пе шехода», и «Год водителя», и «Год курсанта автошколы», и «Год дорожника», и «Год автосервиса»... Прорехи, коим несть числа. По силам ли заштопать их одной нашей службе? Главное, на что мы до сих пор опирались,— наказание: ежегодно в стране наказывается за нарушение правил более 30 миллионов (I) участников движения, из них около 20 миллионов подвергается штра фам. Л итог?.. Дорога и мы — проблема всего общества, ежегодные потери на дороге — результат нашего с вами благодушия, результат нашей с вами позиции сторонних наблюдателей. Ущербной позиции, чреватой еще большими потерями.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2