Сибирские огни, 1989, № 11

Как ни парадоксально, правила дорож­ ного движения воспринимаются учителями школ сегодня в виде этакого довеска к ос­ новной программе, занятия проводятся в процессе внеклассной работы, ведут их лю­ ди, которые зачастую сами имеют весьма смутное представление о специфике дорож­ ного движения. Мне представляется, что положение улуч­ шится, если занятия по Правилам дорож­ ного движения будут введены в сетку учеб­ ных часов, если их будут проводить специ­ ально подготовленные преподаватели, если оборудуют в школах кабинеты по безопас­ ности движения, а в школьных дворах — элементарные автоплощадки, если... Если коренным образом изменится отношение к этой проблеме. Не могу не вспомнить в этой связи сооб­ щение ТАСС, опубликованное в прессе в марте нынешнего года: «Берлин. «Годом пешехода» объявлен в ГД,Р 1989 год. Дорожная полиция и обще­ ственные организации страны стремятся совместными усилиями добиться сокраще­ ния числа несчастных случаев на дорогах. Дело в том, что их количество увеличилось в прошлом году сразу на 21,5 процента по сравнению с 1987 годом. И это, несмотря на то, что пешеходы в ГДР ведут себя весьма дисциплинированно». Прокомментирую это позже. А пока пе­ рейду к другой нашей печали —*состоянию дорог. На протяжении последних пяти лет оно принесло нам свыше двух тысяч ава­ рий. Дорожники прикрываются ссылкой на историю. На историю строительства дорог, особенно упирая на дороги местного значе­ ния. Действительно, в ту пору, когда они сооружались, совсем иными были условия эксплуатации. В частности, предполагаемая нагрузка на ось автомобиля едва достигала тогда шести тонн, в то время как сейчас, на современных грузовиках, этот показатель поднялся до десяти тонн. Кроме того, до­ рожное полотно не соответствует современ­ ным требованиям по ширине проезжей час­ ти, ему не по силам пропустить огромные транспортные потоки. Все так, все верно, и тем не менее урон для автомобиля был бы не столь ощути­ мым, коль скоро качество содержания до­ рог, их реконструкция не находились бы в прямой зависимости от уровня совестливо­ сти дорожников. Такая же прямая зависи­ мость — и у строителей, прокладывающих новые трассы. А совестливость у тех и дру­ гих, к несчастью, пока не подверглась пере­ стройке. Наиболее распространенный вид повреж­ дений дорожного полотна — наша извечная российская колдобина (всем известны, веро­ ятно, и другие наименования — ухаб, вы­ боина, шибель, нырок, зажора), которую Владимир Иванович Даль определил в своем словаре как «большую крутую ямину, залитую водою», а в числе сопровождающих это определение поговорок привел такую; «Такие ухабы, что кони на горе, а повозка под горою». Современные повозки на лю­ бую гору вылезут, а вот от поломок па кол­ добинах они, увы, не застрахованы. Как не застрахованы и от столкновений со встреч­ ным транспортом при попытках объехать очередную ямину стороной. В странах с развитым автомобильным движением колдобина на дороге — ЧП, она будет заделана в ближайшие полчаса после того, как ее обнаружат, у нас же дорожные службы приучили и себя, и бедолаг-водите- лей, что колдобину следует воспринимать как неизбежное зло, занесенное еще с гого­ левских времен в реестр долгожителей. Да и где там воевать с колдобиной, если при каж­ дом комиссионном обследовании дорог об­ наруживаются то на одном, то на другом участках аварийные мосты, засоренные водо­ перепускные трубы и, соответственно, про­ мывы грунта под проезжей частью, просад­ ки обочин, достигающие порой четверти метра, что создает угрозу опрокидывания автомобилей, отсутствие десятков дорожных знаков, в том числе знаков приоритета (как, например, знака, предписывающего «усту­ пить дорогу»), что чревато возможностью столкновений, и т. д. и т. п. При каждом очередном обследовании ра­ ботники Госавтоинспекции выявляют непо­ средственных виновников тех или иных упу­ щений в содержании дорог и передают все материалы, где называются и должности, и фамилии этих лиц, на рассмотрение адми­ нистративных комиссий райисполкомов. И ждут, что комиссии, в соответствии с Адми­ нистративным кодексом РСФСР, а также с Указом Верховного Совета СССР от 15 мар­ та 1983 года, найдут необходимым пронять виновных, как минимум, штрафом (от 30 до 100 рублей), чтобы другим, как говорится, было неповадно. Увы, в составе админист­ ративных ко.миссий райисполкомов народ, как правило, жалостливый, наказанию под­ вергается едва ли десятая часть бракоделов. (В 1987 году административные протоколы были составлены на 297 человек, а в 1988 году — на 359. Тенденция, к сожалению, в сторону роста.) Вернусь к «Году пешехода», объявленно­ му в Германской Демократической Респуб­ лике. Я всегда завидовал немецким колле­ гам; у них дисциплина на дороге — не в пример нашей. И тем не менее, как видите, они посчитали необходимым привлечь к про­ блеме внимание всего общества. Ну, а что в этом плане следует предпри­ нять нам? Если последовать их примеру, мы должны одновременно объявить и «Год пе­ шехода», и «Год водителя», и «Год курсанта автошколы», и «Год дорожника», и «Год автосервиса»... Прорехи, коим несть числа. По силам ли заштопать их одной нашей службе? Главное, на что мы до сих пор опирались,— наказание: ежегодно в стране наказывается за нарушение правил более 30 миллионов (I) участников движения, из них около 20 миллионов подвергается штра­ фам. Л итог?.. Дорога и мы — проблема всего общества, ежегодные потери на дороге — результат нашего с вами благодушия, результат нашей с вами позиции сторонних наблюдателей. Ущербной позиции, чреватой еще большими потерями.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2