Сибирские огни, 1989, № 11

зрения совести, для личных нужд препода­ вателями школ, а с другой, — из-за огра- ничений на расход горючего. Дело в том, что в заводской инструкции норма расхода топлива для автомобилей ВАЗ-21013, -2103, -21063 определена при движении по городу в количестве 11 литров на 100 километров пробега, а ЦК ДОСААФ счел возможным сократить ее для автошкол до 9 литров. Та­ кое отношение, конечно же, не способствует улучшению подготовки водительского со­ става. Словом, система обучения людей, которым завтра будет доверен руль, не отвечает тре­ бованиям времени. Да и здравому смыслу не отвечает. На мой взгляд, решающее сло­ во здесь должно принадлежать местным Со­ ветам. В частности, от них зависит насыще­ ние школ тренажерами, расширение сети автодро.мов, действенная помощь в подборе преподавателей. Ну, и, конечно. Советам надлежит осуществлять постоянный и дей­ ственный контроль за организацией учебно­ го процесса, за его эффективностью, вносить, в случае необходимости, коррективы и, са­ мо собой, интересоваться ходом экзаменов и их результатами. О последствиях слабой подготовки буду­ щих водителей я уже говорил, но эти, худо- бедно, чему-то обучались, какой-то минимум знаний получили... Сейчас же в целом по стране ежегодно ГАИ задерживает около двух миллионов (!) лихачей, не имеющих водительских прав вообще. И никто не знает, какое количество этих «зайцев» коле­ сит бесконтрольно. На их долю приходится 35 процентов аварий, совершаемых по вине водителей. Электризуют обстановку на дороге, соз­ дают сумятицу и нервозность не одни лишь горе-водители, свою лепту вносят уважае­ мые товарищи пешеходы. В первую очередь это относится к городским жителям. Стати­ стика свидетельствует: по стране пешеходам «принадлежит» около половины дорожных происшествий, а в Новосибирске этот пока­ затель перешагнул за 60 процентов. Нет вой­ ны, на улицы не падают бомбы и снаряды, а город несет потери. Почему это происходит? Однозначно не ответишь. Можно, скажем, найти оправда­ ние промашке пенсионера, не сумевшего приспособиться к современному ритму го­ родского движения, а что сказать об осталь­ ных? Виной всему дефицит ответственности за свое поведение в роли участника дорож­ ного движения. Я далек от мысли, что со­ временный горожанин не знаком с элемен­ тарными правилами дорожного движения, их усвоили даже городские псы, а вот люди... Дефицит ответственности здесь, как и во всех иных проявлениях дорожной недисцип­ линированности, усугубляется рюмкой. Опять-таки рюмкой! Из 902 происшествий, которые имели место в нашей области в прошлом году по вине пешеходов, в 184 слу­ чаях вмешалась рюмка. И 117 че^яовек ли­ шились жизни, 817 были травмированы. Особо непереносимую боль приносят не­ счастья с детьми. Конечно, и здесь перво­ причина — недисциплинированность, прене­ брежительное отношение к правилам движе­ ния, что на языке юристов квалифицирует­ ся, как «грубая неосторожность». Как часто она проявляется? Из тех 902 трагедий, о ко­ торых сказано выше, 475 произошли из-за этой самой детской «грубой неосторожно­ сти», повлекшей за собой гибель сорока двух ребятишек. Но давайте задумаемся, не сами ли взрос­ лые, зачастую, подают пример? Не себя ли надо казнить в первую очередь? Часто ли мы находим время и терпение, особенно тер­ пение, чтобы объяснить сынишке или дочур­ ке, как надлежит без риска переходить ули­ цу? Часто ли вам доводилось видеть «чужо­ го дядю», который, заметив растерянность одинокого малыша, взял его за руку, чтобы перевести через дорогу? Все ли родители осведомлены о том, что дети видят дорогу иначе, нежели взрослые? Психологи утверж­ дают, что в детском восприятии гораздо меньшее внимание обращается на скорость автомобиля, приближающегося к месту пе­ рехода, нежели на его размеры. Какой-ни­ будь громоздкий, хотя и неторопкий, фур­ гон кажется ребенку куда опаснее, чем бы­ стро мчащаяся малолитражка, и если перед фургоном он может и не решиться перебе­ жать улицу, хотя времени для этого у н'€г6 будет достаточно, то на малолитражку да­ же не обратит внимания. Отсюда кажущая­ ся алогичность поведения малыша на проез­ жей части, взрывчатая неосмотрительность... Нет слов, немало и таких случаев, когда у детей берет верх над здравым смыслом и разумом экспрессивность, азарт, бравада, на то они и дети. А вот когда у взрослых здравый смысл и разум отступают на задний план, тут стоит задуматься. Мне представляется поучительным опыт минчан. В столице Белоруссии не увидишь пешехода, который пустится бежать через улицу на красный свет, если даже поблизо­ сти нет транспорта. Откуда такая воспитан­ ность? Штрафы? Наверное, и эта мера сы­ грала роль, но решающей оказалась под­ держка, какую получила Госавтоинспекция у трудовых коллективов предприятий и уч­ реждений города. Здесь установился поря­ док, при котором на каждом партийном, профсоюзном ли собрании в обязательном плане оглашался список нарушителей, и каждый из них должен был дать объясне­ ние своему поступку. И не сразу, не за ме­ сяц и не за два, но добились единодушия: норма поведения на улицах требует соблю­ дения без всяких оговорок! Попытка двинуться к подобному единоду­ шию была предпринята и в Новосибирске. Еще в сентябре 1987 года горисполком и облсовпроф приняли совместное постановле­ ние, предусматривающее комплекс мер для решения проблемы. Прошло без малого два года, но мы до сих пор не встречаем у администрации боль­ шинства предприятий не только поддержки, а элементарного понимания. Наши сообще­ ния о фактах нарушения рабочими и служа­ щими уличной этики остаются гласом во­ пиющего в пустыне, на них не реагируют ни руководители, ни общественные организа­ ции. Сейчас наши специалисты разработали комплексную программу обеспечения безо­ пасности на дорогах области, рассчитанную до 1995 года. Один из главных в этой про­ грамме — раздел «Пешеход». Не буду ка­ саться всех пунктов, намеченных в назван­ ном разделе, остановлюсь лишь на том, ко­ торый включает проблему предупреждения детского травматизма.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2