Сибирские огни, 1989, № 11
зрения совести, для личных нужд препода вателями школ, а с другой, — из-за огра- ничений на расход горючего. Дело в том, что в заводской инструкции норма расхода топлива для автомобилей ВАЗ-21013, -2103, -21063 определена при движении по городу в количестве 11 литров на 100 километров пробега, а ЦК ДОСААФ счел возможным сократить ее для автошкол до 9 литров. Та кое отношение, конечно же, не способствует улучшению подготовки водительского со става. Словом, система обучения людей, которым завтра будет доверен руль, не отвечает тре бованиям времени. Да и здравому смыслу не отвечает. На мой взгляд, решающее сло во здесь должно принадлежать местным Со ветам. В частности, от них зависит насыще ние школ тренажерами, расширение сети автодро.мов, действенная помощь в подборе преподавателей. Ну, и, конечно. Советам надлежит осуществлять постоянный и дей ственный контроль за организацией учебно го процесса, за его эффективностью, вносить, в случае необходимости, коррективы и, са мо собой, интересоваться ходом экзаменов и их результатами. О последствиях слабой подготовки буду щих водителей я уже говорил, но эти, худо- бедно, чему-то обучались, какой-то минимум знаний получили... Сейчас же в целом по стране ежегодно ГАИ задерживает около двух миллионов (!) лихачей, не имеющих водительских прав вообще. И никто не знает, какое количество этих «зайцев» коле сит бесконтрольно. На их долю приходится 35 процентов аварий, совершаемых по вине водителей. Электризуют обстановку на дороге, соз дают сумятицу и нервозность не одни лишь горе-водители, свою лепту вносят уважае мые товарищи пешеходы. В первую очередь это относится к городским жителям. Стати стика свидетельствует: по стране пешеходам «принадлежит» около половины дорожных происшествий, а в Новосибирске этот пока затель перешагнул за 60 процентов. Нет вой ны, на улицы не падают бомбы и снаряды, а город несет потери. Почему это происходит? Однозначно не ответишь. Можно, скажем, найти оправда ние промашке пенсионера, не сумевшего приспособиться к современному ритму го родского движения, а что сказать об осталь ных? Виной всему дефицит ответственности за свое поведение в роли участника дорож ного движения. Я далек от мысли, что со временный горожанин не знаком с элемен тарными правилами дорожного движения, их усвоили даже городские псы, а вот люди... Дефицит ответственности здесь, как и во всех иных проявлениях дорожной недисцип линированности, усугубляется рюмкой. Опять-таки рюмкой! Из 902 происшествий, которые имели место в нашей области в прошлом году по вине пешеходов, в 184 слу чаях вмешалась рюмка. И 117 че^яовек ли шились жизни, 817 были травмированы. Особо непереносимую боль приносят не счастья с детьми. Конечно, и здесь перво причина — недисциплинированность, прене брежительное отношение к правилам движе ния, что на языке юристов квалифицирует ся, как «грубая неосторожность». Как часто она проявляется? Из тех 902 трагедий, о ко торых сказано выше, 475 произошли из-за этой самой детской «грубой неосторожно сти», повлекшей за собой гибель сорока двух ребятишек. Но давайте задумаемся, не сами ли взрос лые, зачастую, подают пример? Не себя ли надо казнить в первую очередь? Часто ли мы находим время и терпение, особенно тер пение, чтобы объяснить сынишке или дочур ке, как надлежит без риска переходить ули цу? Часто ли вам доводилось видеть «чужо го дядю», который, заметив растерянность одинокого малыша, взял его за руку, чтобы перевести через дорогу? Все ли родители осведомлены о том, что дети видят дорогу иначе, нежели взрослые? Психологи утверж дают, что в детском восприятии гораздо меньшее внимание обращается на скорость автомобиля, приближающегося к месту пе рехода, нежели на его размеры. Какой-ни будь громоздкий, хотя и неторопкий, фур гон кажется ребенку куда опаснее, чем бы стро мчащаяся малолитражка, и если перед фургоном он может и не решиться перебе жать улицу, хотя времени для этого у н'€г6 будет достаточно, то на малолитражку да же не обратит внимания. Отсюда кажущая ся алогичность поведения малыша на проез жей части, взрывчатая неосмотрительность... Нет слов, немало и таких случаев, когда у детей берет верх над здравым смыслом и разумом экспрессивность, азарт, бравада, на то они и дети. А вот когда у взрослых здравый смысл и разум отступают на задний план, тут стоит задуматься. Мне представляется поучительным опыт минчан. В столице Белоруссии не увидишь пешехода, который пустится бежать через улицу на красный свет, если даже поблизо сти нет транспорта. Откуда такая воспитан ность? Штрафы? Наверное, и эта мера сы грала роль, но решающей оказалась под держка, какую получила Госавтоинспекция у трудовых коллективов предприятий и уч реждений города. Здесь установился поря док, при котором на каждом партийном, профсоюзном ли собрании в обязательном плане оглашался список нарушителей, и каждый из них должен был дать объясне ние своему поступку. И не сразу, не за ме сяц и не за два, но добились единодушия: норма поведения на улицах требует соблю дения без всяких оговорок! Попытка двинуться к подобному единоду шию была предпринята и в Новосибирске. Еще в сентябре 1987 года горисполком и облсовпроф приняли совместное постановле ние, предусматривающее комплекс мер для решения проблемы. Прошло без малого два года, но мы до сих пор не встречаем у администрации боль шинства предприятий не только поддержки, а элементарного понимания. Наши сообще ния о фактах нарушения рабочими и служа щими уличной этики остаются гласом во пиющего в пустыне, на них не реагируют ни руководители, ни общественные организа ции. Сейчас наши специалисты разработали комплексную программу обеспечения безо пасности на дорогах области, рассчитанную до 1995 года. Один из главных в этой про грамме — раздел «Пешеход». Не буду ка саться всех пунктов, намеченных в назван ном разделе, остановлюсь лишь на том, ко торый включает проблему предупреждения детского травматизма.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2