Сибирские огни, 1989, № 11

столкнулся с «Жигуленком», превратив его в груду покареженного металла. Лице­ зреть дело рук своих водителю было, как видно, настолько непереносимо, что он по­ спешил скрыться с места катастрофы. Когда его все же задержали, оказалось; виновник аварии совершенно «не вязал лыка», приш­ лось доставить в медвытрезвитель. Наутро стали разбираться в причинах происшест­ вия и выяснилось: у водителя (фамилия его Станков) гостили родственники, и, пот­ чуя их, хлебосольный хозяин не обносил и себя. Выпивоху не только не попытались урезонить, напротив, один из участников застолья не нашел ничего лучшего, как под­ задорить: «Такому здоровяку пара рюмок — что слону дробина!». Тем более никто не подумал остановить водителя, когда он решил отогнать стоявшую возле дома авто­ машину в гараж... У читателя может возникнуть вопрос: ка­ кие же шаги предпринимают работники Гос- авринспекции для искоренения пьянства среди водителей? Ну, во-первых, только за 1988 год нами было задержано более 18 ты­ сяч «подмоченных» водителей, о чем в обя­ зательном порядке была и проинформиро­ вана администрация предприятий и органи­ заций, где те работают. Оперативности в работе прибавило создание передвижных наркологических пунктов. Совместно с отде­ лом здравоохранения добиваемся создания таких пунктов в каждом районе области. Регулярно проводятся и рейды целевой проверки по борьбе с пьянством непосред­ ственно в автохозяйствах. Но, к сожалению, принимающиеся по ним меры носят чаще сиюминутный характер, что-то наподобие таблеток от головной боли, а тут требуется вмешательство скальпеля. Вторая по значимости беда наших до­ рог — лихачество. Прямо по Гоголю; какой русский не любит быстрой езды! Но свое восхищение Николай Васильевич ограничи­ вал возможностями лишь трех лошадиных сил, тогда как сейчас автомобиль с мото­ ром в пятьдесят сил лихачи пренебрежитель­ но именуют колымагой. В конце прошлого века знаменитый тогда автогонщик Лавас- сор назвал скорость 30 километров в час «бешеной». В наши дни такое определение вызывает лишь улыбку. Я не знаю, в какие времена родилась по­ говорка «Поспешишь — людей насмешишь», но, если при Гоголе она полностью соответ­ ствовала заложенному в ней смыслу, в ав­ томобильной практике спешка завершается лишь слезами. Из года в год статистика сви­ детельствует: третья часть дорожных траге­ дий, случающихся по вине водителей, при­ ходится на долю тех, кто либо превышает установленную скорость, либо из-за спешки выезжает на полосу встречного движения. Особенно трагичен исход спешки в дорож­ ной толчее для мотоциклистов, и какими бы касками и щитками они себя ни оснащали, последствия аварий в подавляющем боль­ шинстве случаев бывают, по определению медиков, «высокой степени тяжести». И тем не менее, именно среди владельцев этого вида транспорта, обладающего особой ма­ невренностью, наиболее низка дорожная дисциплина, низок уровень понимания своей ответственности перед другими участниками движения. Недаром число дорожных проис­ шествий по вине мотоциклистов имеет тен­ денцию к росту, в прошлом году этот пе­ чальный показатель перешагнул у нас в об­ ласти за 800 случаев. Травмировано было более 700 человек, 94 человека погибли. Разумеется, обеспечение безопасности дорожного движения не ограничивается борьбой с пьянством и укреплением дисцип­ лины водительского состава. Далеко не все водители оказываются виновниками аварий из-за безответственности и пренебрежения правилами движения, многое зависит от уровня профессиональной подготовленности человека за рулем, от соответствующего по­ ведения других участников движения и, в частности, пешеходов, от качества дороги и других условий. Начнем с того, как у нас поставлено обу­ чение будущих водителей. С наступлением эры массовой автомобилизации эта пробле­ ма приобретает особую остроту. В нашей области подготовкой водительского состава заняты 164 учебные организации, подчинен­ ные десятку различных ведомств. Это и «Новосибирскавтотранс», и обком ДОСААФ, и управление профтехобразования, не гово­ ря уже о школах и вузах. В среднем за год «всем миром» садят за руль 46—47 тысяч водителей различных категорий. Естественно задаться вопросом: каково качество их подготовки? К сожалению, оно не отвечает пока уровню современных тре­ бований: наибольшее количество аварий происходит по вине только что прошедших обучение выпускников автошкол и курсов. И набором необходимых навыков, умением в полной мере ориентироваться в дорожной обстановке они овладевают лишь по истече­ нии двух, а то и трех лет. Причины создавшегося положения на ви­ ду: учебный процесс в большинстве случаев на крайне низком уровне, отсутствуют необ­ ходимые технические средства, недопустимо мало тренажеров, автодромов (на всю ги­ гантскую область всего-навсего 39), учебные автомобили нередко используются не по прямому назначению. Учащиеся идут на экзамены, зачастую имея за душой главным образом русское «авось», с первого захода сдает менее половины, остальных приходит­ ся дотягивать, проводить переэкзаменовку. Дело дошло до того, что нам пришлось пойти на крайний шаг: из-за вопиющих не­ достатков в организации учебного процесса были вынуждены в 27 организациях пре­ кратить на время обучение, а в пяти рас­ формировать весь контингент курсантов. Особо в этом болезненном вопросе необ­ ходимо выделить отношение к подбору пре­ подавателей. Почему-то считается в порядке вещей, когда для проведения занятий при­ глашаются по совместительству лица, не имеющие не только высшего, но и среднего образования по автомобильной специально­ сти. Порой доходит до абсурда: администра­ ция автошкол и курсов предоставляет воз­ можность таким невеждам вести занятия по всем предметам, включая медицинскую под­ готовку. Распространена также порочная практика приписки часов при обучении навыкам вож­ дения автомобилей. Проверка ряда автошкол показала, что отдельные курсанты проводят за рулем учебной машины в пять-шесть раз меньше времени, чем фиксируется в ездовых книжках... Урезание времени на практические заня­ тия происходит, с одной стороны, потому, что учебный транспорт используется, без за

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2