Сибирские огни, 1989, № 11
столкнулся с «Жигуленком», превратив его в груду покареженного металла. Лице зреть дело рук своих водителю было, как видно, настолько непереносимо, что он по спешил скрыться с места катастрофы. Когда его все же задержали, оказалось; виновник аварии совершенно «не вязал лыка», приш лось доставить в медвытрезвитель. Наутро стали разбираться в причинах происшест вия и выяснилось: у водителя (фамилия его Станков) гостили родственники, и, пот чуя их, хлебосольный хозяин не обносил и себя. Выпивоху не только не попытались урезонить, напротив, один из участников застолья не нашел ничего лучшего, как под задорить: «Такому здоровяку пара рюмок — что слону дробина!». Тем более никто не подумал остановить водителя, когда он решил отогнать стоявшую возле дома авто машину в гараж... У читателя может возникнуть вопрос: ка кие же шаги предпринимают работники Гос- авринспекции для искоренения пьянства среди водителей? Ну, во-первых, только за 1988 год нами было задержано более 18 ты сяч «подмоченных» водителей, о чем в обя зательном порядке была и проинформиро вана администрация предприятий и органи заций, где те работают. Оперативности в работе прибавило создание передвижных наркологических пунктов. Совместно с отде лом здравоохранения добиваемся создания таких пунктов в каждом районе области. Регулярно проводятся и рейды целевой проверки по борьбе с пьянством непосред ственно в автохозяйствах. Но, к сожалению, принимающиеся по ним меры носят чаще сиюминутный характер, что-то наподобие таблеток от головной боли, а тут требуется вмешательство скальпеля. Вторая по значимости беда наших до рог — лихачество. Прямо по Гоголю; какой русский не любит быстрой езды! Но свое восхищение Николай Васильевич ограничи вал возможностями лишь трех лошадиных сил, тогда как сейчас автомобиль с мото ром в пятьдесят сил лихачи пренебрежитель но именуют колымагой. В конце прошлого века знаменитый тогда автогонщик Лавас- сор назвал скорость 30 километров в час «бешеной». В наши дни такое определение вызывает лишь улыбку. Я не знаю, в какие времена родилась по говорка «Поспешишь — людей насмешишь», но, если при Гоголе она полностью соответ ствовала заложенному в ней смыслу, в ав томобильной практике спешка завершается лишь слезами. Из года в год статистика сви детельствует: третья часть дорожных траге дий, случающихся по вине водителей, при ходится на долю тех, кто либо превышает установленную скорость, либо из-за спешки выезжает на полосу встречного движения. Особенно трагичен исход спешки в дорож ной толчее для мотоциклистов, и какими бы касками и щитками они себя ни оснащали, последствия аварий в подавляющем боль шинстве случаев бывают, по определению медиков, «высокой степени тяжести». И тем не менее, именно среди владельцев этого вида транспорта, обладающего особой ма невренностью, наиболее низка дорожная дисциплина, низок уровень понимания своей ответственности перед другими участниками движения. Недаром число дорожных проис шествий по вине мотоциклистов имеет тен денцию к росту, в прошлом году этот пе чальный показатель перешагнул у нас в об ласти за 800 случаев. Травмировано было более 700 человек, 94 человека погибли. Разумеется, обеспечение безопасности дорожного движения не ограничивается борьбой с пьянством и укреплением дисцип лины водительского состава. Далеко не все водители оказываются виновниками аварий из-за безответственности и пренебрежения правилами движения, многое зависит от уровня профессиональной подготовленности человека за рулем, от соответствующего по ведения других участников движения и, в частности, пешеходов, от качества дороги и других условий. Начнем с того, как у нас поставлено обу чение будущих водителей. С наступлением эры массовой автомобилизации эта пробле ма приобретает особую остроту. В нашей области подготовкой водительского состава заняты 164 учебные организации, подчинен ные десятку различных ведомств. Это и «Новосибирскавтотранс», и обком ДОСААФ, и управление профтехобразования, не гово ря уже о школах и вузах. В среднем за год «всем миром» садят за руль 46—47 тысяч водителей различных категорий. Естественно задаться вопросом: каково качество их подготовки? К сожалению, оно не отвечает пока уровню современных тре бований: наибольшее количество аварий происходит по вине только что прошедших обучение выпускников автошкол и курсов. И набором необходимых навыков, умением в полной мере ориентироваться в дорожной обстановке они овладевают лишь по истече нии двух, а то и трех лет. Причины создавшегося положения на ви ду: учебный процесс в большинстве случаев на крайне низком уровне, отсутствуют необ ходимые технические средства, недопустимо мало тренажеров, автодромов (на всю ги гантскую область всего-навсего 39), учебные автомобили нередко используются не по прямому назначению. Учащиеся идут на экзамены, зачастую имея за душой главным образом русское «авось», с первого захода сдает менее половины, остальных приходит ся дотягивать, проводить переэкзаменовку. Дело дошло до того, что нам пришлось пойти на крайний шаг: из-за вопиющих не достатков в организации учебного процесса были вынуждены в 27 организациях пре кратить на время обучение, а в пяти рас формировать весь контингент курсантов. Особо в этом болезненном вопросе необ ходимо выделить отношение к подбору пре подавателей. Почему-то считается в порядке вещей, когда для проведения занятий при глашаются по совместительству лица, не имеющие не только высшего, но и среднего образования по автомобильной специально сти. Порой доходит до абсурда: администра ция автошкол и курсов предоставляет воз можность таким невеждам вести занятия по всем предметам, включая медицинскую под готовку. Распространена также порочная практика приписки часов при обучении навыкам вож дения автомобилей. Проверка ряда автошкол показала, что отдельные курсанты проводят за рулем учебной машины в пять-шесть раз меньше времени, чем фиксируется в ездовых книжках... Урезание времени на практические заня тия происходит, с одной стороны, потому, что учебный транспорт используется, без за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2