Сибирские огни, 1989, № 11
уровне понимания дорожной дисциплины их юными (в большинстве своем) владельца ми. Плюс грузовой и автобусный потоки, включая армаду ведомственных микроавто бусов. Плюс вереницы «караван-сараев на колесах», как шутники именуют троллейбу сы, на улицах областного центра. Все это наш, так сказать, потенциал. Характеризуя ситуацию на дорогах обла сти и в Новосибирске, можно отметить, что на протяжении последнего десятилетия, ис ключая 1983 и 1987 годы, у нас наблюда лось последовательное снижение числа до рожно-транспортных происшествий. Количе ство их, если взять за основу упоминав шийся выше показатель, где мерилом явля ются каждые 10 тысяч единиц транспорта, в области меньше, чем в целом по Россий ской Федерации. Надеюсь, читатели не заподозрят, что мы воспринимаем этот факт, как повод для самоуспокоения. Обстановка не располага ет к благодушию. В прошедшем году число аварий приблизилось к трем тысячам, они сопровождались трудно восполнимым ма териальным ущербом, не говоря уже о травмах и гибели людей. Возникает есте ственный вопрос: каковы основные причи ны несчастий? И еще; есть ли среди них специфически сибирские, местного, что на зывается, происхождения? Начну со второго вопроса. Конечно, на ши погодные условия в осенне-зимний пе риод и весной (прежде всего и главным образом — гололед) вносят свои коррек тивы в дорожную обстановку, однако ре шающего значения не имеют. В основе большей части происшествий — нарушение скоростного режима, нарушение правил обгона и маневрирования и выпивка — иными словами, элементарная недисципли нированность. До обидного элементарная. Столь же обидно сознавать, что такая вот разухабистость в большинстве случаев обо рачивается трагическим исходом. Все чаще встречается в журналах реги страции происшествий на дорогах «пьяный руль». Листая протоколы, поневоле заду мываешься: неужели наше общество на столько инфантильно, что ему не по силам обуздать любителей рюмки? Нет, я не ставлю вопрос о введении «сухого закона», практика показала несостоятельность этой меры, я веду речь лишь о том, что нам не обходимо общими усилиями решить вполне решаемую задачу; ни под каким предлогом не допускать к рулю человека, приложив шегося к рюмке. Боюсь, мое повествование может пока заться не в меру перегруженным цифрами, но без них^ трудно оценить ситуацию. Вот и с рюмкой: анализ наших «печальных де тективов» показывает, что по ее милости за последние пять .лет лишилось жизни в автокатастрофах 486 человек, а 2754 постра давших завершили путешествия на боль ничных койках. Говорят, когда гибнет один человек — это трагедия, когда счет идет на десятки, на сотни, на тысячи — это уже статистика. Но разве мы вправе не видеть за колон ками цифр изначальную сущность траге дий, конкретные судьбы, так неожиданно и, будем говорить прямо, по-глупому обор вавшиеся? Естественным было бы ожидать, что пер вый заслон «пьяному рулю» в среде води- телей-профессионалов поставят трудовые коллективы, именно здесь, казалось бы, должна начинаться цепочка мероприятий, нацеленных на профилактику этого зла. Однако анализ показывает, что в большей части автохозяйств области не стало пра вилом проведение медицинского осмотра водительского состава перед началом рабо чего дня, отсутствует контроль за работой водителей на линии, не фиксируется время возвращения автомобилей к месту стоян ки, не предаются широкой гласности фак ты нарушения водителями правил дорож ного движения. Отсюда: низкий уровень трудовой дисциплины, использование госу дарственного транспорта не по назначению, терпимость по отношению к выпивохам. Нельзя не сказать и еще об одном очень важном аспекте проблемы. Стоит работни кам Госавтоинспекции задержать пьяного водителя, как начинаются со стороны ад министрации увещевания, просьбы не ли шать нарушителя водительских прав или, в крайнем случае, сократить срок лишения. Руководители, ничтоже сумняшеся, дают любителям рюмки прямо-таки ангельские характеристики, в которых утверждается, что задержанные водители необычайно тру долюбивы, на удивление культурны и споткнулись совершенно случайно. Защита очередного выпивохи, задержан ного «с поличным», нередко мотивируется тем, что производство-де теряет «ценного работника». И не смущает начальников, что их заступничество сводит на нет всю про филактическую, воспитательную работу с водительским составом, создается благо приятная почва для новых преступлений за рулем. Именно так; не нарушений, а пре ступлений. И пора во всеуслышание назы вать пьяного за рулем преступником и од новременно называть в прессе, на радио, по телевидению фамилии тех «благодетелей», кто по халатности, которую можно прирав нять к злому умыслу, допускает любителей спиртного к рулю. Ведь это из-за их попу стительства стали нормой случаи, когда ав томобили доверяются постоянным клиентам медицинских вытрезвителей. Нуждается в совершенствовании и дей ствующее законодательство. Странное дело: пилота, уличенного в злоупотреблении спиртным, изгоняют из авиации, без права когда-либо впредь сесть за штурвал само лета, а изгнанный за пьянство шофер мо жет преспокойно переводиться с одного ме ста работы на другое, оставаясь все тем же шофером. Порою даже за рулем автобусов оказываются лица, давно проспиртовавшие свою репутацию. Считаю необходимым обратить внимание читателей и на такой чрезвычайно важный аспект, как отношение к пьяницам-водите лям со стороны окружающих. Ведь не секрет, что нередко друзья, родственники не только не удерживают слабовольного и безрассудного «хозяина руля», а букваль но подталкивают его к преступлению. Вот случай, который можно отнести к разряду наиболее распространенных, а потому по казательных. На одном из уличных пере крестков Новосибирска (причем отнюдь не оживленных) водитель грузовика грубо на рушил правила дорожного движения и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2