Сибирские огни, 1989, № 11
АЛ. РУДЕНКО, начальник Госавтоинспекции Новосибирской области ДОРОГА И МЫ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОДНОМ ИЗ ПРОБЕЛОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ САМОСОЗНАНИИ День ото дня все дальше в глубь истории отодвигается «афганское десятилетие», но не стихает, не притупляется боль утраты: пятнадцать тысяч цинковых домовин при везли мы с этой войны. И все же, как ни велика боль, понимаем — если не сердцем, то умом: это была горестная дань патриотическому и интернациональному долгу, дань извечным принципам, не позволяюи^им оставлять в беде тех, кто просит о помоици. Рядом с этой болью, с этой невосполнимой данью войне ни сердцем, ни умом не воспринимается трагедия, которая вершится на наших глазах на нашей родной земле под нашим ясным и мирным небом, трагедия, сопровождаемая жизнеутверждающим гуло.ч моторов: более 47 тысяч гробов опустили мы в землю с останками тех, кто на шел свой конец на дорогах страны за один лишь 1988 год. Более 47 тысяч погибших плюс около 300 тысяч человек, получивших ранения. За один год! Кто-то может подумать, что тема эта интересна лишь тем, кто время от времени садится за руль. Заблуждение: мы все, включая детей, женщин, стариков, становимся каждый день, едва покинув стены дома, невольными участниками дорожного движе ния со всеми вытекающими отсюда последствиями. А последствия, как показывает ав тор статьи, не дают повода для самоуспокоения. Д орога все более становится одним из мест обитания человека. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что общественное самосознание поспевает за этим процессом? С одной стороны, до рога — неоспоримое благо, с другой... Вот эта другая сторона и понуждает меня при влечь читательское внимание к проблемам, с какими приходится сталкиваться по роду своей деятельности, И прежде всего к проб леме аварийности. Конечно, можно утешать себя тем, что автомобильный бум сопровождается ава риями во всех странах мира, утешать себя, воспринимая это как роковую неизбеж ность. Действительно, на дорогах той же Америки, которую в данном случае можно рассматривать как некий эталон, за один только 1986 год (более свежими данными не располагаю) рассталось с жизнью свы ше 46 тысяч участников движения. То есть близко к тому печальному уровню, какой зафиксирован у нас в прошлом году. Од нако сопутствующее американской цифре количество раненых (3400 тысяч человек), как и сумма финансовых потерь (74 мил лиарда долларов!), сразу все ставит на свои места: интенсивность движения на амери канских автострадах несоизмерима с на шей. Существует такой показатель; количест во потерь на каждые 10 тысяч транспорт ных единиц. У нас он, увы, в 4—6 раз вы ше по сравнению не только с США, но и с рядом других стран, далеко опередивших нас по темпам автомобилизации. Сравне ние не в нашу пользу и по развитию авто дорожной сети, по организации движения, по созданию службы автосервиса, по атмо сфере в общественном самосознании. Опыт этих стран показывает, что от фатального восприятия дорожных трагедий пора ухо дить. Необходимость коренного улучшения об становки на дорогах страны стала предме том обсуждения в ЦК КПСС и правитель стве, рассмотрен и утвержден целый комп лекс конкретных мероприятий. Но я убеж ден: они принесут реальную пользу только в том случае, если навалимся на проблему «всем миром», если перестанем кивать на представителей службы ГАИ как на един ственных ответчиков за дорожные траге дии. Однако читатель, как я понимаю, ждет, когда же автор спустится с общегосудар ственной и даже всепланетной трибуны и начнет разгребать кучу собственных бед и трудностей, сопутствующих организации движения на дорогах Новосибирской обла сти. Надо сказать, что парк легковых ма шин (как в личном пользовании, так и го сударственных) достиг сейчас без малого 160 тысяч. Плюс 211 тысяч мотоциклов, чей «вклад» в создание аварийных ситуа ций наводит на грустные размышления об
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2