Сибирские огни, 1989, № 11

АЛ. РУДЕНКО, начальник Госавтоинспекции Новосибирской области ДОРОГА И МЫ РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОДНОМ ИЗ ПРОБЕЛОВ В ОБЩЕСТВЕННОМ САМОСОЗНАНИИ День ото дня все дальше в глубь истории отодвигается «афганское десятилетие», но не стихает, не притупляется боль утраты: пятнадцать тысяч цинковых домовин при­ везли мы с этой войны. И все же, как ни велика боль, понимаем — если не сердцем, то умом: это была горестная дань патриотическому и интернациональному долгу, дань извечным принципам, не позволяюи^им оставлять в беде тех, кто просит о помоици. Рядом с этой болью, с этой невосполнимой данью войне ни сердцем, ни умом не воспринимается трагедия, которая вершится на наших глазах на нашей родной земле под нашим ясным и мирным небом, трагедия, сопровождаемая жизнеутверждающим гуло.ч моторов: более 47 тысяч гробов опустили мы в землю с останками тех, кто на­ шел свой конец на дорогах страны за один лишь 1988 год. Более 47 тысяч погибших плюс около 300 тысяч человек, получивших ранения. За один год! Кто-то может подумать, что тема эта интересна лишь тем, кто время от времени садится за руль. Заблуждение: мы все, включая детей, женщин, стариков, становимся каждый день, едва покинув стены дома, невольными участниками дорожного движе­ ния со всеми вытекающими отсюда последствиями. А последствия, как показывает ав­ тор статьи, не дают повода для самоуспокоения. Д орога все более становится одним из мест обитания человека. Можем ли мы, положа руку на сердце, сказать, что общественное самосознание поспевает за этим процессом? С одной стороны, до­ рога — неоспоримое благо, с другой... Вот эта другая сторона и понуждает меня при­ влечь читательское внимание к проблемам, с какими приходится сталкиваться по роду своей деятельности, И прежде всего к проб­ леме аварийности. Конечно, можно утешать себя тем, что автомобильный бум сопровождается ава­ риями во всех странах мира, утешать себя, воспринимая это как роковую неизбеж­ ность. Действительно, на дорогах той же Америки, которую в данном случае можно рассматривать как некий эталон, за один только 1986 год (более свежими данными не располагаю) рассталось с жизнью свы­ ше 46 тысяч участников движения. То есть близко к тому печальному уровню, какой зафиксирован у нас в прошлом году. Од­ нако сопутствующее американской цифре количество раненых (3400 тысяч человек), как и сумма финансовых потерь (74 мил­ лиарда долларов!), сразу все ставит на свои места: интенсивность движения на амери­ канских автострадах несоизмерима с на­ шей. Существует такой показатель; количест­ во потерь на каждые 10 тысяч транспорт­ ных единиц. У нас он, увы, в 4—6 раз вы­ ше по сравнению не только с США, но и с рядом других стран, далеко опередивших нас по темпам автомобилизации. Сравне­ ние не в нашу пользу и по развитию авто­ дорожной сети, по организации движения, по созданию службы автосервиса, по атмо­ сфере в общественном самосознании. Опыт этих стран показывает, что от фатального восприятия дорожных трагедий пора ухо­ дить. Необходимость коренного улучшения об­ становки на дорогах страны стала предме­ том обсуждения в ЦК КПСС и правитель­ стве, рассмотрен и утвержден целый комп­ лекс конкретных мероприятий. Но я убеж­ ден: они принесут реальную пользу только в том случае, если навалимся на проблему «всем миром», если перестанем кивать на представителей службы ГАИ как на един­ ственных ответчиков за дорожные траге­ дии. Однако читатель, как я понимаю, ждет, когда же автор спустится с общегосудар­ ственной и даже всепланетной трибуны и начнет разгребать кучу собственных бед и трудностей, сопутствующих организации движения на дорогах Новосибирской обла­ сти. Надо сказать, что парк легковых ма­ шин (как в личном пользовании, так и го­ сударственных) достиг сейчас без малого 160 тысяч. Плюс 211 тысяч мотоциклов, чей «вклад» в создание аварийных ситуа­ ций наводит на грустные размышления об

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2