Сибирские огни, 1989, № 11
мунистическим союзом молодежи»? Как можно говорить об «отношении комсомола» к новым молодежным инициативам, когда нынешний комсомол — это все и вся, в том числе и участники этих инициатив? Что же касается аппарата ВЛКСМ, то тут много зависит от индивидуальных сим патий. При некоторых райкомах, где берет верх прогрессивное и разумное начало, ор ганизуются советы «афганцев», историко- культурные группы молодежи, клубы и дру жины «экологистов». Кстати, упомянутые «родригисты», намыкавшись в поисках «кры ши» по московским вузам, нашли ее в ли це МГК ВЛКСМ. Но не будем превращать реальность в идиллию. Среди комсомоль ских работников мне попадались и такие, которые видят в «группах» альтернативу ВЛКСМ и считают их вредным явлением. В сознание таких вожаков въелось ощуще ние незыблемой монополии их деятельнос ти, и это тоже закономерно. По словам из- вестного социолога В. С. Ракитскрго, в СССР произошло определенное «огосу- дарствливание» комсомола, превращение его в своеобразное ведомство по делам молодежи. Вероятно, требует изменения сама поста новка вопроса. Важно не ТО, как относится к «мировоззренческим группам» молодежи сегодняшний комсомол, а то, насколько он сможет измениться в условиях пробужде ния «несанкционированной» активности и по-настоящему самодеятельной инициативы. Пока что большинство из нас — сам бы. ваю грешен! — привыкло всех участников социально-политической жизни делить на субъекты и объекты. Первые есть некий сознательный активный авангард. Вторые — управляемая и направляемая масса. Видимо, и сознание наше изрядно «огосу дарствилось», раз повторяет стереотипы взаимоотношений в Административной Сис теме, состоящей из «рулевых» и «винти ков»... Попробуем мыслить иначе. Почему каж дый из нас не может быть активным субъ ектом социальной и политической жизни? Почему не может участвовать в организа ции, наиболее соответствующей его убежде ниям, или создать таковую? Формировать ее, агитировать единомышленников? По чему, почему, почему... — По кочану!— ответит рассвирепевший ревнитель бюрократической иерархии. По тому что все уже есть в необходимом, дос таточном и законченном виде. Хошь поли тики — вот тебе комсомол. Хошь социальной активности — на тебе профсоюз. Хошь куль туры записывайся в открытый кружок. А будешь изобретать что-то эдакое — сооб щим куда следует, возьмем на карандаш, посмотрим еще, что ты за фрукт! И такие деятели еще не перевоспитались под влия нием газетных передовиц. Причем они же вещают с трибун разной высоты об «акти визации человеческого фактора», «необхо димости привития молодежи граждан ской искренности» и «пронзительной яснос ти» политических убеждений. Вещают — потому что пока ощущают себя в роли мо нопольных субъектов, официальных распо рядителей. Нет уж, друзья! Тем и хороши «мировоз зренческие группы» социально-политиче ской направленности, что они, по крайней мере, ремонтируют сознание своих активис тов, позволяют им переосмыслить роль «простого пария» в нашей общественной жизни. Да, люди там собираются эмоцио нальные. Да, иногда инфантильные, нерв ные, горластые. Иногда даже чуточку са мовлюбленные — у кого не закружится го лова от осознания политического характе ра своей деятельности? Но это люди безус ловно более свободные, нежели их собратья, по инерции повторяющие «мы» вместо «я», нуждающиеся в постоянном цитировании высших авторитетов, подчиняющие убеж дения обстоятельствам. Раз свободные — значит, и более сознательные, то есть са мостоятельно делающие выбор. Собственно, большинством из них выбор уже сделан... ОТ АВТОРА Есть такой сорт колбасы —«Молодеж ная». Ее название всегда вызывало у меня недоумение; это колбаса только для моло дежи? Или ее должна любить именно мо лодежь? Или она сделана из свиной моло- дежи? Впору самое страшное заподозрить... Загадочную колбасу я вспоминаю всегда, когда вновь и вновь заходит речь о каких- то «чисто молодежных» проблемах. Не спорю, что у молодежи есть свои особен ности. О них я пытался напомнить. Игно рировать их нелепо и безграмотно. Но и делать что-то «только для молодежи» — значит не преодолевать, а еще более нара щивать накопившуюся в обществе социаль ную дисгармонию. В советский рок вслуши ваются и воспрянувшие «шестидесятники», и мы, выходцы йз семидесятых годов. И свобода, красота, любовь — это для всех нас, не только для какой-то возрастной группы. «Товарищи и граждане» — так я назвал это письменное рассуждение. Это не при зыв «Ратуйте!», не разделение на сознатель ную элиту и несознательную массу. Това рищи и граждане — это два наиболее при нятых в нашем обществе обращения, при чем оба девальвированы. «Товарищ» из пар тийного стало обиходным, а «гражданин» — административно-протокольным. Прихо дит время наполнить оба слова их первона чальным смыслом: «товарищ» — полити ческой солидарностью единомышленников, «гражданин» — достоинством равноправ ных членов общества. В этой реабилитации нет место третьему лишнему — окрику «молодой человек!» Всякий, независимо от возраста,— граж данин. Не всякий — товарищ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2