Сибирские огни, 1989, № 11

гагощими характеристиками. Нашлись та­ кие— чего скрывать— и на этой встрече Один инструктор ЦК ВЛКСМ провел для нас информационную беседу о молодежных группировках, для начала удалив из поме­ щения их представителей. В его речи посто­ янно сквозило презрение, подозрительность, навязчиво негативные определения. А чего стоил сам уравнительно-прокурорский тер­ мин «неформалы»? А название встречи ми­ лицейским словом «ориентировка»? Между тем, ряд «мировоззренческих групп» совсем не вызывает подозрения или неприязни. На встрече мне довелось по­ знакомиться с представителями московско­ го общественно-педагогического объеди­ нения «Лесной народ». В основе его дея­ тельности лежит хороший принцип — сов­ местные дела педагогов, детей и родителей. В нескольких базовых школах «Лесной на- род» проводит лекции по актуальным проблемам перестройки, семинары, орга­ низован политический клуб старшеклас­ сников. Как раз в дни нашей встречи он проводил политбой с «Памятью». Пока учебный, сказали мне ребята, но поднаторе­ ем, научимся искусству полемики — и бу­ дем дискутировать с «живыми» представите­ лями «Памяти». «Лесной народ» устраивает экологические экскурсии и походы, выез­ жает на реставрационные работы в Под­ московье. Все делается только сообща: учителя-Рродители-р ребята. Вместе с одним из руководителей «Лес­ ного народа» педагогом Леонидом Наумо­ вым мы быстро сошлись во мнении: беда многих инициативных начинаний — любовь к декларациям, проповедям, ораторству. Думать и говорить необходимо, но не вза­ мен живого действия: «Жаль, что мы не наболтались на кухнях... Надо переходить к реальному делу». И их уже немало — молодежных групп, объединенных гуманными созидательными идеями и дополняющих картину социаль­ ной активности молодежи своими, ни на что не похожими, штрихами. Это клубы «Лев­ ша», «Эврика», «Прямая речь», дискусси­ онный клуб «Прометей», историко-культур­ ные группы «Преображенцы» и «Слобода», группа школьников «Альянс», занятая ап­ робацией (насколько позволяют) моделей ученического самоуправления. Это замеча­ тельное социально-педагогическое объеди­ нение «Радуга», добровольно взявшее шеф­ ство над интернатом слепоглухонемых в Загорске... ...Подобные группы возникли и в Сибири. И их первые шаги, как и два-три года на­ зад в столице, были отмечены ораторской громогласностью, непримиримостью, подчас и политическим инфантилизмом. И в Мос­ кве, и в Новосибирске самодеятельные сту­ денческие группки пытались «выражать протест» в связи с отстранением Б. Н. Ель­ цина от работы на посту первого секретаря МГК КПСС. И там, и там митинговали, собирали подписи, расписывали стены своих альма-матер... Но если сравнивать реакцию на этот всплеск активности, то сравнение будет в пользу Сибири. В московском университете ни у ректора­ та, ни у парткома не хватило решитель­ ности пойти на прямой диалог со студен­ тами. В НГУ — сразу пригласили высту­ пить перед студентами участника Пленума ЦК КПСС академика В. А. Коптюга, рас­ сказавшего и об обстановке на пленуме, и о действиях Б. Н. Ельцина, и ответившего на все вопросы кипевшей ими аудитории... Что же касается юных бунтарей, расписав­ ших лабораторный корпус НГУ, то и с ни­ ми поступили разумно — просто заставили стереть написанное и заплатить соответст­ вующий штраф безо всяких «политических последствий». Столь же спокойно отнеслись в Новоси­ бирском университете к «воспитательной ак­ ции» Дружины охраны природы (ДОН), которая, собрав в окрестных лесах мусор, сложила его в кучу на Университетской площади эдаким монументом экологиче- кому варварству. Прошел дождь, ударил мороз, и фактура мусорной кучи действи­ тельно приблизилась к монументальной гранитности. Но и на сей раз удалось обойтись без карательных санкций и идео­ логических разбирательств. В чем опасность «детской болезни» мак­ симализма для новорожденных социально- политических групп молодежи? Ответ прост. Любой подобный поступок — это мощная провокация на запрет. На навешивание по­ литических ярлыков, на персональные де­ ла, на решительную профилактику «любых подобных безобразий» впредь и везде. Хотя всплеск эмоций куда проще и безболезнен­ ней погасить... У читающего эти строки может сложить­ ся даже не один, а два ошибочных образа. Образ многочисленной и могущественной «новой силы» — либо образ хитрого автора, раздувающего из мухи слона. Действитель­ но, так ли велик состав всех этих «ЮКИ», «экологистов», «Лесного народа»? А если это даже не тысячи, а сотни, да и то лишь разбросанные по крупным городам, то за­ чем им столько внимания? Во-первых, сотня — это цифра. Это пока­ затель того, что, зарождающиеся в обста­ новке столкновений и подчас — полного не­ понимания, молодежные группы уже вы­ стояли и пополняются единомышленниками, что они успешно прошли самый критиче­ ский этап развития, «кружковый». Городская «прописка» — тоже не повод для сомнений, хотя бы потому, что города — это и место проживания большинства населения СССР, и постоянный «магнит» для молодежи. По подсчетам проф. А. Г. Вишневского, среди сегодняшних двадцатилетних горожан уроженцев города меньше половины. Боль­ шой город становится аккумулятором спо­ собной, активной молодежи, стремящейся к максимальной самореализации и самораз­ витию, и ее растущая социально-полити­ ческая активность — это не «городские штучки», а феномен сознания и поведения, в полном соответствии Марксу отража­ ющий перемены в социальном бытии. На­ оборот, было бы странно, если б ДОП по­ явился в Кыштовке, а «Лесной народ» — на станции Чик. Но если продолжать спор с вообража­ емым недоверчивым читателем, то у него, наверное, запасен еще один вопрос— а как же комсомол? Действительно, как? К а к еще сохраняет хотя бы видимость единства организации, стремящейся «охва­ тить» всю молодежь, а охваченную —дер­ жать в своих рядах и ни в какую не вы­ пускать?! И при этом называющейся «Ком

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2