Сибирские огни, 1989, № 11
гагощими характеристиками. Нашлись та кие— чего скрывать— и на этой встрече Один инструктор ЦК ВЛКСМ провел для нас информационную беседу о молодежных группировках, для начала удалив из поме щения их представителей. В его речи посто янно сквозило презрение, подозрительность, навязчиво негативные определения. А чего стоил сам уравнительно-прокурорский тер мин «неформалы»? А название встречи ми лицейским словом «ориентировка»? Между тем, ряд «мировоззренческих групп» совсем не вызывает подозрения или неприязни. На встрече мне довелось по знакомиться с представителями московско го общественно-педагогического объеди нения «Лесной народ». В основе его дея тельности лежит хороший принцип — сов местные дела педагогов, детей и родителей. В нескольких базовых школах «Лесной на- род» проводит лекции по актуальным проблемам перестройки, семинары, орга низован политический клуб старшеклас сников. Как раз в дни нашей встречи он проводил политбой с «Памятью». Пока учебный, сказали мне ребята, но поднаторе ем, научимся искусству полемики — и бу дем дискутировать с «живыми» представите лями «Памяти». «Лесной народ» устраивает экологические экскурсии и походы, выез жает на реставрационные работы в Под московье. Все делается только сообща: учителя-Рродители-р ребята. Вместе с одним из руководителей «Лес ного народа» педагогом Леонидом Наумо вым мы быстро сошлись во мнении: беда многих инициативных начинаний — любовь к декларациям, проповедям, ораторству. Думать и говорить необходимо, но не вза мен живого действия: «Жаль, что мы не наболтались на кухнях... Надо переходить к реальному делу». И их уже немало — молодежных групп, объединенных гуманными созидательными идеями и дополняющих картину социаль ной активности молодежи своими, ни на что не похожими, штрихами. Это клубы «Лев ша», «Эврика», «Прямая речь», дискусси онный клуб «Прометей», историко-культур ные группы «Преображенцы» и «Слобода», группа школьников «Альянс», занятая ап робацией (насколько позволяют) моделей ученического самоуправления. Это замеча тельное социально-педагогическое объеди нение «Радуга», добровольно взявшее шеф ство над интернатом слепоглухонемых в Загорске... ...Подобные группы возникли и в Сибири. И их первые шаги, как и два-три года на зад в столице, были отмечены ораторской громогласностью, непримиримостью, подчас и политическим инфантилизмом. И в Мос кве, и в Новосибирске самодеятельные сту денческие группки пытались «выражать протест» в связи с отстранением Б. Н. Ель цина от работы на посту первого секретаря МГК КПСС. И там, и там митинговали, собирали подписи, расписывали стены своих альма-матер... Но если сравнивать реакцию на этот всплеск активности, то сравнение будет в пользу Сибири. В московском университете ни у ректора та, ни у парткома не хватило решитель ности пойти на прямой диалог со студен тами. В НГУ — сразу пригласили высту пить перед студентами участника Пленума ЦК КПСС академика В. А. Коптюга, рас сказавшего и об обстановке на пленуме, и о действиях Б. Н. Ельцина, и ответившего на все вопросы кипевшей ими аудитории... Что же касается юных бунтарей, расписав ших лабораторный корпус НГУ, то и с ни ми поступили разумно — просто заставили стереть написанное и заплатить соответст вующий штраф безо всяких «политических последствий». Столь же спокойно отнеслись в Новоси бирском университете к «воспитательной ак ции» Дружины охраны природы (ДОН), которая, собрав в окрестных лесах мусор, сложила его в кучу на Университетской площади эдаким монументом экологиче- кому варварству. Прошел дождь, ударил мороз, и фактура мусорной кучи действи тельно приблизилась к монументальной гранитности. Но и на сей раз удалось обойтись без карательных санкций и идео логических разбирательств. В чем опасность «детской болезни» мак симализма для новорожденных социально- политических групп молодежи? Ответ прост. Любой подобный поступок — это мощная провокация на запрет. На навешивание по литических ярлыков, на персональные де ла, на решительную профилактику «любых подобных безобразий» впредь и везде. Хотя всплеск эмоций куда проще и безболезнен ней погасить... У читающего эти строки может сложить ся даже не один, а два ошибочных образа. Образ многочисленной и могущественной «новой силы» — либо образ хитрого автора, раздувающего из мухи слона. Действитель но, так ли велик состав всех этих «ЮКИ», «экологистов», «Лесного народа»? А если это даже не тысячи, а сотни, да и то лишь разбросанные по крупным городам, то за чем им столько внимания? Во-первых, сотня — это цифра. Это пока затель того, что, зарождающиеся в обста новке столкновений и подчас — полного не понимания, молодежные группы уже вы стояли и пополняются единомышленниками, что они успешно прошли самый критиче ский этап развития, «кружковый». Городская «прописка» — тоже не повод для сомнений, хотя бы потому, что города — это и место проживания большинства населения СССР, и постоянный «магнит» для молодежи. По подсчетам проф. А. Г. Вишневского, среди сегодняшних двадцатилетних горожан уроженцев города меньше половины. Боль шой город становится аккумулятором спо собной, активной молодежи, стремящейся к максимальной самореализации и самораз витию, и ее растущая социально-полити ческая активность — это не «городские штучки», а феномен сознания и поведения, в полном соответствии Марксу отража ющий перемены в социальном бытии. На оборот, было бы странно, если б ДОП по явился в Кыштовке, а «Лесной народ» — на станции Чик. Но если продолжать спор с вообража емым недоверчивым читателем, то у него, наверное, запасен еще один вопрос— а как же комсомол? Действительно, как? К а к еще сохраняет хотя бы видимость единства организации, стремящейся «охва тить» всю молодежь, а охваченную —дер жать в своих рядах и ни в какую не вы пускать?! И при этом называющейся «Ком
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2