Сибирские огни, 1989, № 11
бог;ий, острый и привлекательный чувствен ный образ. Но вряд ли мы отважимся заявить, что наши девушки и женщины — самые кра сивые. Их внешность уродует и несбаланси рованное питание, и раскладушки в детских садах, и неудобная школьная мебель — причина сколиоза, и недостаток средств личной гигиены, и тяжелая экологическая обстановка городов — таких, по крайней мере, как Кемерово, Новокузнецк, Новоси бирск, Красноярск, Бийск... Сюда же мож но отнести хронически больной обществен ный транспорт, и бездорожье (в том числе и бездорожье городских новостроек), и многое-многое другое. Еще более сомнительно утверждение, что наши девушки — как, впрочем, и юноши — самые счастливые. Надо всей сферой ин тимных взаимоотношений довлеет гне тущий и постыдный страх — страх неждан ного ребенка и нежеланной семьи. Да, сог ласен, девушка создана для материнства. Но не с любым отцом и не в любой момент своей биографии. Иногда первое чувство может быть недолговечным, «пробным», основанным более на физическом влечении, нежели на духовном. Иногда желание быть любимой может оказаться сильнее желания родить и воспитывать ребенка. Можно ли говорить о какой-то глубине взаимоотноше ний, если над ними висит лозунг «Любишь — рожай!»? И мы живем под этим лозунгом. Иметь или не иметь ребенка? — Наша девушка, даже приняв какое-то решение, не может быть ни в чем уверена, особенно если реши ла «не иметь». Страх и отвращение не по кидают ее, потому что отечественные про тивозачаточные средства ненадежны и уродливы одновременно. Некоторые из них напоминают какие-то диковинные средства химзащиты или другие предметы военного обихода. Они продаются либо вовсе без инструкции, либо с «руководством», напи санным как бы для утюга. Между тем, во всех развитых странах, включая и социа листические, вошли в обиход такие контра цептивы, которые обладают и высокой на дежностью, и не приносят отрицательных ощущений. А там, где есть такие средства, сходит на нет проблема нежданных детей и нежелательных браков. У нас затруднен и другой выбор — между семейной и несемейной жизнью. Даже если влюбленные привыкли друг к другу и не раз проверили свои чувства, они все равно медлят с тем, чтобы, как говорят, «офор мить отношения». Потому что семья пугает — не столько пеленками и финансовой са мостоятельностью, сколько неопределен ностью в вопросе «А где мы будем жить?». Сегодня в СССР около 17 процентов се мей, то есть практически каждая шестая, не имеет отдельной жилплощади. А те, что имеют,— живут с «плотностью населения» в 1,5—2 человека на комнату. Академик А. Г. Аганбегян назвал этот показатель не достойным конца двадцатого столетия... 4. СВОБОДНАЯ — ЗНАЧИТ СОЗНАТЕЛЬНАЯ Последнюю главку, завершающую рас суждение о собственно молодежных делах, я собирался писать по-другому. В мои планы входило возвращение к строгой клас- сификации профессора В. Н. Шубкина, бо лее пристальное внимание к «мировоззрен ческим» объединениям молодежи и дальней шее подразделение этой группы на более мелкие общности с рассказами о каждой из них — «экологистах», «интернационалис тах» и так далее... Так пишут научные ра боты; метод — классификация — описание. Но, пока я собирался с мыслями и тасовал исписанные блокноты, вокруг происходили события, имевшие прямое отношение к те ме: встречи, дискуссии, конфликты; в част ном обращении возникали машинописные и ксерографические тексты. Одни субъекты этой бурной деятельности вызывали у ме ня все большие симпатии, другие все более отталкивали от себя, и наконец я понял внутреннее неприятие собственной позиции хладнокровного анатома по отношению к столь страстной сфере жизни. И сбивается повествовательный тон. И просятся в конец предложений восклица тельные знаки! И не хочется загибать паль цы на двух руках сразу: «с одной сторо ны... но с другой стороны...» И предпо лагаемый «парад-алле» мировоззренческих объединений молодежи сменился на рассказ о тех, чья активность в большей мере при влекла мой сугубо личный интерес. ...Эта встреча была второй по счету. Пер вая состоялась раньше, когда ЦК ВЛКСМ собирал представителей разных социально- политических объединений молодежи: интер- и политклубов, отрядов безвозмезд ного труда, групп солидарности с революци онными движениями. Та встреча была оз накомительным диалогом; теперь следовало встретиться на более деловой почве, пора ботать над планами скоординированной работы. «Официальным» представителем новоси бирской Интернедели на вторую встречу поехала аспирантка НГУ Оля Рубцова, а мои функции сводились к чисто журналист ским — помочь в подготовке печатных ма териалов и самому побольше узнать о конг ломерате людей и идей, объединенных неук люжей формулой «патриотических и интер национальных инициатив молодежи». ЦК ВЛКСМ предоставил в наше распоря жение агитпункт Бауманского района Мос квы — он стал и штабом, и редакцией, и дискуссионным клубом. Ядро участников диалога составили те, кого я назвал бы «родными братьями» на шей Интернедели,— ребята из клубов ин- терсолидарности нестандартного типа, из коммунистических интербригад (например, «бригады Мануэля Родригеса», собравшей студентов разных вузов Москвы). Светлая убежденность, желание помочь в борьбе зарубежных ровесников, максимализм про низывали все поведение членов молодеж ной группы «ЮКИ» —Юных Коммунаров- Интернационалистов. Но об их существо вании я знал и ранее... Но теперь я листал список и диву давался: в одной только Москве «мировоззренческих групп» более сорока! А другие города-миллионеры? Ох, и сложно же было разобраться в этой ме шанине! Тем более что в такой ситуации всегда находятся интерпретаторы, готовые направить интересующихся по ложному следу, сбить с толку голословными, но пу-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2