Сибирские огни, 1989, № 11
3. «А ТЕПЕРЬ ПОГОВОРИМ О «СЭКСЕ»...» ...Когда ведущий молодежной (!) теле программы «Взгляд» произнес эти слова" лицо его было исполнено сосредоточенной решимости, как у парашютиста перед прыж. ком. Впрочем, ничего способного потрясти устои в той передаче не показали. И если до недавних пор «о сэксе» не говорили вооб- ще, то теперь заполнившие печать и эфир разговоры преподносятся едва ли не как самодостаточное средство против ханжества и полового бескультурья. А возмущенные письма в редакции авторы «разговоров о «сэксе» предъявляют как свидетельство ост рой борьбы мракобесия с прогрессом. Хотя на мой взгляд, нет ни прогресса, ни борьбы! Впрочем, в сфере половых отношений у нас много Чего нет, А вот добрачная половая жизнь есть. И не в качестве «отдельно взятых» казусов. Исследования ленинградского социолога С. И. Голода показали, что практически все вступающие в брак пары познали искус ство любви до свадьбы, подавляющее большинство женихов и невест были «суп- ругами де-факто». Хорошо это или плохо? Да как бы то ни было — это так. Как ска зал мне в беседе сам С. И. Голод, «сексу альная революция проходит у нас явочным порядком».—без «взрыва» соответствующей тематики в культуре, без манифестов и жертв. На самом деле жертв миллионы. В некоторых отделениях ЗАГС, обследо ванных С. И. Голодом и его коллегами, 70 процентов невест были беременны — это устанавливалось сверкой сроков реги страции брака и рождения ребенка. Лег- че всего обвинять их в безнравственности. И взяться за перевоспитание; взялись же перевоспитывать 70 процентов культурно пьющих граждан! Это, действительно, свет лый путь — воснитующее меньшинство еще больше убеждается в своем гражданском совершенстве, а трудновоспитуемому боль шинству перекрывают шланг. Оно у нас не сознательное, обойдется и без... На место многоточия можно поставить что угодно. Недаром после «трезвенного» Указа тотчас же родился издевательский лозунг «От без алкогольной свадьбы — к непорочному за чатию!». Но перестройка предполагает диаметраль но противоположный подход и к массе, й к индивиду. А масса — это почти 3/4 «вы нужденно созданных» молодых семей. Масса — это первое место в мире, которое СССР занимает по ежегодному количеству (толь ко легальных!) абортов. Суждено ли до верие нашим неокрепшим переменам, если в самых интимных вопросах государ ство по-прежнему будет «обращаться с мас сой, как с женщиной»? Я оптимист. Я верю, что руководство на шей страны перестанет игнорировать объ ективные социальные процессы. К примеру, такой: население СССР «огорожанилось» где-то до 65—75 процентов (можно считать по-разному). А в современном индустриаль ном городе — будь то Детройт, Франкфурт или Омск — молодечество, о котором мы уже начали разговор, имеет острый эроти ческий привкус. К этому ведет весь ур- банистический образ жизни. Городская культура — значит анонимность, отсутствие постоянного социального контроля со сто роны старших, большие возможности для общения, контактов и, что еще важнее,— ускоренное интеллектуальное и психоло гическое созревание молодежи. Впрочем, эротика — это не обязательно секс. Понятие эротики шире, оно включает и не доходящие до «полного» полового контакта ступени наслаждения красотой и лаской. Эротика — это пирамида, а у вся кой пирамиды нижняя ступень самая боль шая. В основании эротики лежит зритель ное наслаждение красотой человеческой внешности (позиция одной стороны, как правило, мужской) и стремление к демон страции собственной красоты (встречная позиция). И в этой области происходит «револю ция явочным порядком». Сотрудники редак ции журнала «Смена» провели своеобраз ный эксперимент. В пятницу вечером и в субботу днем они, представляясь работни ками видеокооператива, предлагали девуш кам в возрасте от 15 до 18 лет пробы на съемках видеоклипа, где героиня должна двигаться перед камерой в обнаженном виде. Вот результат опроса. «...Из двадцати хорошеньких и модно одетых девушек три надцать решительно готовы; три попросили день-другой на ответ; одна отказалась, сославшись на профиль выбранного вуза; одна посетовала, что муж—ревнивец; одна выдвинула робкое контрусловие — «только со спины» и, наконец, одна, подчеркиваем, только одна! — искренне ужаснулась: «Ро дители с ума сойдут!» С точки зрения социологии можно было бы подискутировать о корректности выбор ки — все-таки Москва, все-таки центр... Но, с другой стороны, именно центр столицы и именно по выходным становится местом паломничества людей, приехавших из самых неожиданных мест. Ну и главное, какие поправки ни вноси, это соотношение; один отказ из двадцати! Можно опять и опять возмущаться. А можно посмотреть на ре акцию девушек более хладнокровно. Нас лаждение собственной красотой — естест веннейшее женское качество. Естественно и желание продемонстрировать себя во всем блеске, тем более, что глазок камеры — это не живые зрители. Красота напоказ. Л что в этом дурного, если удовольствие ис пытывают обе стороны? Ведь если разобраться, составляющие красоты — это важнейшие компоненты со циального развития. Компонент первый — здоровая, любящая, развивающаяся семья. Второй — гигиена и комфорт. Третий ком понент — возможности физического совер- шеиствования. Я тоже провел маленькое «социологическое обследование»: наугад выписал имена 20 девушек и молодых женщин, которых считаю привлекательны ми. Затем посчитал — из них 17 достаточно продолжительно занимались каким-то ви дом спорта, от горных лыж до синхронно го плавания. И наконец, четвертый, и са мый важный, фактор красоты — свободное время, которое еще Карл Маркс считал ме рилом общественного богатства. Так что, наверное, можно говорить и о социальной стороне эротики, как о разви том наслаждении общества той красотой, которую это общество способно сформиро вать. В том числе и красотой обнаженного тела — таково уж эстетическое сознание Ьюто зарьепз, что это, пожалуй, самый глу-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2