Сибирские огни, 1989, № 11

Андрей СОБОЛЕВСКИЙ ТОВАРИЩИ и ГРАЖДАНЕ 1. «КОМАНДЫ» И КОМАНДИРЫ , омандам» сегодня несть числа. Да- '« |\ , в а й т е так и будем называть их, ибо наукообразные термины типа «нефор­ мальные молодежные группы» мало что до­ бавят к этому звучному слову, напоминаю­ щему и про спортивные команды, и про командос... Каких только нет команд! Лю- беры, центр, металлисты, панки, рокеры, брейкеры, МИТЬКИ, куфаечники и даже «пя­ тый интернационал». Известный социолог В. Н. Шубкин (долгое время проработав­ ший в Сибирском отделении АН СССР) сделал такие группы объектом разнообраз­ ных обследований. В интервью автору этих строк он разделил все «команды» на три ос­ новные группы. В первую попадает молодежь, объединя­ емая только проживанием и времяпрепро­ вождением на одной территории. Такие группы — отнюдь не примета времени. Мож­ но вспомнить ухарские кулачные состяза­ ния «улица на улицу» или забавы эпохи Возрождения, какими их изобразил Франко Дзефирелли в фильме «Ромео и Джульетта». Вторая категория «команд» собирает мо­ лодежь с единым характером досуга, спе­ цифичного именно для этой группы. Вспом­ ним «спартаковцев», «динамовцев» и прочих юных фанатов, с которых, собственно, и началось массовое «тусование». Это также любители скейтборда, роликов... Или брейка. Или еще чего-нибудь: время порождает самые непредсказуемые увлечения. Наконец, третий тип «команд» группирует людей, чье единство определено на более глубоком уровне. По терминологии В. Н. Шубкина, это М и р о в о з з р е н ч е ­ с к и е объединения. Владимир Николаевич, в частности, говорил о советских хиппи, об их философии и образе жизни. А «афган­ цы»?! Разговор с любым из них подтвердит шубкинское определение. Речь идет об осо­ бой общности людей, связанных фронтовым мировоззрением. «Команды» не всегда вызывают симпатии. Работник пермского дома пионеров Наталья Филенко однажды рассказала мне о «бой- девочках». Девушки-подростки от 14 до 17 лет собираются в небольшие ватаги и по ве­ черам ищут приключений — столкновений с группами себе подобных. Дерутся умело, жестоко, азартно. Для меня поведение этих девочек — подсознательное, возможное толь­ ко в юном возрасте воплощение идеи равно­ правия полов, извращенное образом жизни индустриальных окраин. Плюс к тому — следствие острого дефицита острых ощуще­ ний. Впрочем, не буду забегать вперед — более детальный разговор о дефиците риска впереди... А пока довольно описаний! Уже напраши­ вается избитая фраза-переход: «И возника­ ет проблема...». Не только напрашива­ ется — присутствует во многих публикациях о «командах». В чем же, собственно, проб­ лема? Ставится она таким образом, что «команд­ ной» молодежи необходимо руководство, способное предоставить молодежным груп­ пам программу позитивных действий. Ис­ пользовать, как говорится, энергию в мир­ ных целях. Подходы разные. Психологи мудрят над трансформацией неформальных лидеров в формальных — в ответственных и подотчетных руководителей. Комсомоль­ ские работники горюют, что с ними такое случается редко. Педагоги и родители чаще всего просто призывают: давайте сделаем хоть что-нибудь!— до того супротивен им вид «неоприходованных» команд. Наконец, некоторые журналисты (как правило, цен­ тральной печати) ограничивают задачу по­ иском взаимопонимания неформалов и «об­ щественности» как основного пути решения все той же «проблемы». В прошлом-поза- прошлом году ЦТ выпустило в эфир не­ сколько, на мой взгляд, забавных передач: их основной смысл сводился к тому, что «лестница слышит студию». И что же? Как явствует из анализа «командной» те­ мы на страницах печати, ощутимого движе­ ния вперед нет. Месяц идет за месяцем, год за годом. «Команды» растут числом и количеством, сменяются, и по-прежнему абсолютно стихийно. Какой путь чаще всего предлагается для «одомашнивания» молодежных группиро­ вок? — Путь сооружения для них некоторых форм — не столько архитектурных, сколько организационных. Логика решения такова. Носятся по вечерним переулкам скейтбор­ дисты, пугая прохожих и мешая транспор­ ту? Давайте выделим средства, заасфаль­ тируем дорожку и организуем скейт-клуб. Мотаются из скучного пригорода в нескуч­ ный центр «люберы» и иже с ними? Давай- те выделим средства и построим им моло­ дежные безалкогольные кафе. Хлещутся по подворотням «бой-девочки»? Выделим сред­ ства и организуем секции женского каратэ. Пускай физически и духовно совершенству."

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2