Сибирские огни, 1989, № 11

и вот только теперь, в советское время, книжная поэма заменяет здесь устные ге­ роические сказания о богатырях. Она и в самом деле о богатыре. Заглавие «Ойгор баатыр». Мне перевели — «Мудрый бога­ тырь». Кто же он? Ленин! И написано о нем в традициях героических сказаний. Вот он с горы обозревает алтайскую ширь; п р ек р асн ей ш а я М ать-зем ля К ак на л ад о н и у него, Ч удесн ей ш ая М ать-зем ля К ак будто в сердце у него. Я ПОНЯЛ автора: знакомая форма стиха яснее донесет до сердец алтайцев новое повествование. Лишь спустя известное вре­ мя его последователи будут черпать новый жемчуг слов из братской русской поэзии. А автор Павел Александрович Чагат- Строев уже не первое лето жил в Москве Он, поучившийся в русской школе, позна! комился со столицей еще в 1922 году, когда был делегатом Всероссийского съезда Сове­ тов. Потом был уполномочен представлять правительству интересы своего народа. Он, конечно, вернется в свой край. Вер­ нется, уже обогащенный русской поэзией, напишет вторую поэму. На этот раз о ге­ роическом походе чоновцев под командо­ ванием Ивана Долгих. В 1934 году Павел Александрович побывает у нас на краевом съезде писателей. В те же годы становления автономной области начинал творческую деятельность учитель Мирон Васильевич Мундус-Эдоков, поэт и первый алтайский драматург. В по­ следующие годы на их творческом опыте сформируется и возмужает недюжинный талант Павла Кучияка. Первопроходцев алтайской советской ли­ тературы загубили, но подлинное поэтиче­ ское слово, если оно живет среди народа, невозможно умертвить. В наши дни стихи алтайцев Павла Чагат-Строева и Мирона Мундус-Эдокова в переводах русских поэ­ тов возродились для новой жизни. Горький всячески содействовал приходу в литературу бывалых людей, которым есть что рассказать, только был бы талант. Од­ ним из таких у нас в Сибири являлся Петр Поликарпович Петров. Крепко сложенный, с твердым шагом, он походил на пахаря. Он, в самом деле, с юности мечтал быть «хорошим хлеборобом, чтобы сеять пше­ ницу с граненым колосом, объезжать хо­ роших коней». Но революция все повернула по-иному. В декабре 1918 года он в своем селе поднял восстание против колчаков­ цев, вскоре заполыхал весь край, и Петров встал во главе Степно-Баджейской парти­ занской республики. А когда пришлось оставить свою спаленную столицу, шести­ тысячная армия партизан через непроходи­ мую горную тайгу двинулась на юг. Это был своеобразный железный поток. Парти­ заны взяли Минусинск, взяли за Саянами Белоцарск (нынешний Кызыл), и пахарь стал журналистом: редактировал партизан­ скую газету «Соха и молот». Так определи­ лась его писательская судьба. Было о чем рассказать читателям. О героизме парти­ зан, о золотых приисках, о людях первой пятилетки. Роман «Борель», опубликован­ ный у нас в 1928 году, приметил Горький. Успехом пользовались и другие книги та­ лантливого иркутянина. После Первого писательского съезда Горький принял нас, сибиряков, на своей московской квартире, где сейчас мемори­ альный музей. Петра Поликарповича он пригласил на полчаса раньше. Они пили чай. Гость рассказывал о Сибири, о своих новых литературных замыслах. Алексей Максимович верил в его талант, ждал от него многого. И Петр Поликарпович напи­ сал бы еще немало книг. Но перед своей кончиной был вынужден с горечью при­ знаться: Н е д о п ах ал я н ач ато е поле И не собрал ж ел ан н ы е плоды . А по словам исследователя его творчества В. П. Трушкина, Петр Поликарпович в од­ ном из писем оставил такие слова: «Я всю жизнь отдал для народа и лучшей кровью сердца засвидетельствовал это». Его погубили 23 октября 1941 года. А точно ли это? Уже не раз в печати сооб­ щалось, что в справках о смерти репресси­ рованных даты «писали с потолка». Крупный урон понес наш журнал. Хва­ тали самых талантливых, самых работя­ щих. Порой бывало так, что очередной но­ мер подписывали случайные для литерату­ ры люди. Одной из самых больших потерь был Исаак Григорьевич Гольдберг, первый в Сибири мастер художественного слова, обаятельный человек. Вижу его на первом в Сибири писательском съезде, созванном в марте 1926 года в охотничьем клубе. Не­ высокий, неторопливо-обстоятельный, с то­ ченым лицом и волнистыми волосами, за­ чесанными назад. На голове у него была аккуратная каракулевая шапочка, какие любили носить учителя гимназий. После Вивнаиа Итииа он среди литераторов два­ дцатых годов в Сибири выглядел самым интеллигентным и красивым. Исаака Гри­ горьевича знали и любили широкие круги читателей. Пользовались успехом его рас­ сказы о тунгусах, как звали до революции эвенков. Даже во время мрачной колчаков­ щины он сумел напечатать роман в барна­ ульском журнале «Сибирский рассвет». В 1924 году он получил премию на конкур­ се журнала «Красная ннва». Был поддер­ жан Горьким. В отделе прозы нашего жур­ нала двадцатых годов читатели прежде всего искали имя Исаака Григорьевича. Выделялись его правдивые, выразительные повести о гражданской войне, о разгроме колчаковщины. Вершиной его мастерства была поэма в прозе о фабричном труде, по­ родненном с искусством,— «Поэма о фар­ форовой чашке» (1930 г.). Жизнь его была тяжкой. Он испытал три ареста при царизме, ссылку на суровую Нижнюю Тунгуску, два ареста при Колча­ ке. Кто бы мог подумать, что его, уже из­ вестного писателя, не минует тюремная ре­ шетка сталинских времен? Велико было народное горе тридцатых годов. Перед ним, как сказано у Анны Ах­ матовой, гнулись горы. Его не в силах была приглушить лживая пропаганда, старав­ шаяся оболгать невинных, загубленных в тюрьмах и лагерях. Их имена во время сталинщины пыта­ лись предать забвению навечно. Губили жен и родственников, даже детей гнали в ссылку, где те могли не выдержать мы­ тарств. Дескать, пройдут годы, и некому

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2