Сибирские огни, 1989, № 10
Наша задача обследовать трассу и равнину, расположенную вправо от реки Уды. Именно где-то там самолет мог столкнуться с ураганом. Летим на большой высоте. Кажется, застыли на месте, а земля медленно проплыва ет под нами. Ни жилья, ни дымка, никаких следов человека. Пустыня. Горизонт на востоке залит густым багрянцем, который тает на глазах. Огненный диск восходящего солнца бледнеет. Вспыхивают мрачные вершины гор, застывшие над черными пропастями, рассеиваются по ущельям тени,— пустыня, как и все на земле, оживает, почувствовав тепло солнца. Шире распахивается необозримое пространство восточной оконечности материка. Слева — вдали — отроги Джугдыра, подбитые по низу бархатом темных лесов. Нашим курсом тянется Секстант — плосковерхий, сгла женный временем, хребет. Ничто не нарушает покоя просторов. Мы одни над бесконеч ным безмолвием. Самолет постепенно набирает высоту, переваливает последние гребни Экимчана, взо ру открывается Удская равнина. Мари, мари, неоглядные мари, уходящие до Охотского моря, сливающегося с синевой горизонта. Идем на высоте семисот метров, над ноздреватой землей. Видно каждое деревце, каждую выемку. Но глаза ищут только дымок костра. Как без огня человеку в такой холод? Мы надеемся на опыт Тиманчика. Он и в бурю, и в дождь сумеет развести огонь, тем более он понимает, что искать их будут с воздуха. А гул мотора здесь можно услы шать издалека. Земля как на ладони. Но нигде ничего. Только мари, мари... Я прошу пилота идти кругами. Так мы сможем более тщательно обследовать мест ность. Машина описывает огромный круг от реки Уды до Селитканских гор. Только стада сокжоев, вспугнутые ревом мотора, рассыпаются под нами, да иногда мы видим группы лосей. Это менее пугливые животные, они или останавливаются, или, не понимая, откуда надвигается опасность, мечутся из стороны в сторону. Но людей не видно. Летчик Нагишкин недавно окончил школу. Он еше нетвердо знает, на что способен У-2. У него еще нет опыта борьбы с бурями. Ему еще многому надо бы научиться. Но... Он мог не рассчитать свои силы. Надо искать, надо, а у нас истекло время, мы вынуждены вернуться. Машина на бирает высоту, ложится курсом на запад. По пути садимся в Экимчане. На метеостан ции определяем по времени приблизительные координаты встречи самолета с ураганом. Это место находится где-то на середине равнины. Но мы там ничего не обнаружили. Выяснилось, циклон пронесся над всей огромной территорией Приохотского края, был он силой до десяти баллов. Для У-2 это верная гибель. Опытный пилот, заметив приближение непогоды, повернул бы обратно, а если у него уже не было времени доб раться до базы, сели бы при первой возможности. Нагишкин же молод, неопытен. Надо же было мне послать именно его1 Этого я себе не смогу простить!.. Когда мы снова были в воздухе, я заметил на горизонте у Охотского моря полоску тумана. Скоро потускнело солнце. Небо казалось выцветшим, старым. «Что это? Что?» — не без тревоги подумал я. С аэродрома мы вместе с экипажем отправились в штаб экспедиции. Наши полевые радиостанции ничего не добавили к вечерним вчерашним сообщениям. Самолет пропал бесследно. Сегодняшний полет убедил нас в том, что поиски будут трудными и, вероят но, длительными. К сожалению, мы ничего не можем предпринять на земле, пока не обнаружим с воздуха место катастрофы, а это, как показал полет, не так просто. Опять засиделись до полуночи в штабе. Решили снять с транспортной работы АН-2. Эта машина, пожалуй, самая надежная для поисков: может летать на небольшой высоте, с большим радиусом действия и совсем нетребовательная к посадочным пло щадкам, для взлета и посадки ей нужна небольшая дорожка. Самолет рано утром вылетит к морю и будет базироваться на площадке, вблизи поселка Удское. Кроме этого будут сосредоточены три группы оленьих нарт на устьях трех больших рек, впадающих с южной стороны в Уду. Эти упряжки должны быть готовы отправиться в любой момент к месту катастрофы с необходимым грузом. Пока на складе шла упаковка аварийного груза для самолета и нарт, я написал радиограммы начальникам партий экспедиции о случившемся, предложил включить все подразделения в поиски на своих участках и дважды в день сообщать о результатах в штаб.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2