Сибирские огни, 1989, № 10

и направиться со своими людьми в поиск. Выброшены две группы парашютистов на за­ падный край Удских марей. Считаю ваше присутствие крайне необходимым. — Когда и кто последний был у Харькова? — Инспектор Кочубиевский месяц назад. Говорит, Харьков заканчивал работу и должен был в начале сентября прибыть в штаб. — Когда Харьков отпустил проводников? — Более двадцати дней назад. — Понятно. Мы находимся в устье Лапшака. К утру сплывем до Морозовской ко­ сы. Там ждем самолет. — Понял. Самолет будет на косе. Счастливого пути... Часа через три мои спутники связали плот-салик, и мы с проводником-эвенком по­ шли вниз по Зее. Трудная была ночь — в напряжении, на страже: то пробивались через длинные ши­ веры', то выносил нас поток на скалы, то приходилось усиленно выгребаться из тихо­ водий. И всю ночь не покидали меня тревожные мысли о затерявшейся группе. С Виктором Харьковым мы много лет делили невзгоды походной жизни. Я всегда восхищался его отвагой, находчивостью. Неужели эти качества теперь изменили ему? Неужели он не сумел вывести своих людей из беды? Нет, это невозможно! И все же тягостное предчув­ ствие не оставляло меня. Бывают в таежной жизни обстоятельства, когда воля и муже­ ство не в силах изменить хода событий. Рассвет застал нас на Морозовской косе. Пока отогревались у костра, прилетел са­ молет. Минутная передышка мотору,— и мы в воздухе... В Экимчане меня встретили главный инженер Михаил Михайлович Купий и геоде­ зист Евгений Васюткин, прибывшие на организацию поиска. — Что нового о Харькове? — спросил я, поздоровавшись с ними. — Пока ничего,— ответил Михаил Михайлович,— завтра выходят пять групп по три человека. Запросили еще один самолет. Ждали вас. Теперь надо разработать общий план действий. С Харьковым явно случилось несчастье, иначе он давно был бы здесь. В гостинице усаживаемся за карту. Площадь, подлежащая обследованию, огромна. Разбиваем ее на квадраты. Делим между поисковыми группами. Решаем вопросы связи, транспорта, снабжения. Сталкиваемся с множеством трудностей, которые предстоит преодолеть. Запрашиваем срочно помощь — нужны дополнительные группы парашю­ тистов. Главное — ни часа промедления, ни одной ошибки! А в глубине сознания нет-нет и шевельнется мысль, что мы уже опоздали, что слишком много прошло времени... Куций идет в райисполком согласовать план действий. Я решаю облететь район предстоящих поисков. Надо увидеть его своими глазами, тогда легче будет решать все вопросы. Самолет набирает высоту, плавно идет над высокими горами и постепенно отклоня­ ется на восток. Под нами — горы, тайга, прорезанная светлыми прожилками рек, стека­ ющих в Уду. Я не отрываясь вглядываюсь в плывущую землю. Где-то здесь, в этой осенней пу­ стыне, может быть, прямо под нами, в мучительной борьбе иссякают людские силы. Мо­ жет быть, люди слышат гул мотора, видят, что их ищут, но не могут разжечь костер, дать знать о себе. От этих мыслей сердце сжимает боль и досада. Дальше на восток тайга редеет, горы постепенно снижаются, клиньями уходят в не­ оглядные мари^. Глазу — простор. Теперь самолет виден издалека, небо не застят деревья, да и гул мотора в безоблачном небе слышен далеко. 1 Ш и в е р ы — каменистые участки рек, с быстрым течением (зд есь и дал ее примечания ав- тора). =* М а р ь — кочковатая, травянистая местность.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2