Сибирские огни, 1989, № 10
дает в сложные и двусмысленные положения, когда выдает незнание каких-нибудь элементарных и привычных для лабиринтян понятий. 11 апример, когда в беседе с конвоиром он слышит слово «лабоманьяк» и спрашивает о его значении, тот смотрит на него, как на сумасш едш е го, и, расхохотавшись, тычет в него пальцем. Аналогичная ситуация возникает, когда Минолайнен осведомляется у одного из осужденных о значении только что произнесенного им слова, которое по-русски звуча ло бы как «лабанулся». Осужденный лабиринтянин удивленно разгля дывает Минолайнена и отворачивается. П озднее Минолайнен узнает, что слово это обозначало смерть в лабиринте. Через шесть месяцев он возвращается в Южную деревню, где, от казавшись от возвращения на свою мнимую родину в районе Северной деревни, он и поселяется. Здесь Минолайнен без особых размышлений поступает учиться на факультет лабиринтоведения местного универси тета и очень скоро выдвигается в число лучших студентов. По оконча нии университета он приступает к работе в одной из исследовательских групп в Центральной деревне. Следует заметить, что к тому времени большинство лабиринтян уж е не испытывали никакого интереса к проблеме Лабиринта и зани мались исключительно вопросами пропитания и личной жизни. (Впро чем, я не могу утверждать, что где-то в рукописи сообщалось о поваль ном ув^лечении предыдущих поколений лабиринтян проблемой выхода из этой гигантской западни .) К какому-то моменту своей новой жизни и сам Минолайнен, поддаваясь этому бессознательному настроению, начинает подумывать о прозаических предметах. Это случается после защиты им чего-то вроде докторской диссертации по прикладным проб лемам лабиринтоведения. К счастью или несчастью,— об этом мог судить только он сам ,— как раз на это время экзистенциальных, так сказать, колебаний Мино лайнена приходится крупнейшая за последние пятьдесят лет экспеди ция в глубь Лабиринта; и, отложив намечавшуюся свадьбу, он принима ет в ней участие. Насколько я понял из рукописи, бесчисленные и почти всегда тра гические попытки выйти из Лабиринта сильно умерили пыл ученых, и теперь они преследовали куда более скромные цели, заключавшиеся в последовательном удалении от обитаемых областей по всем направле ниям. Логика их была проста — рано или поздно при таком подходе выход будет найден естественным образом . Идея о лабиринте, покры вающем всю планету, а следовательно, не имеющем выхода, восприни малась как достаточно кощунственная, ненаучная. Алгоритм, по которому двигалась эта экспедиция, был определен следующим и весьма, я бы сказал, смешным образом . Недалеко от Центральной деревни находилось некое святилище, которое с древнейших времен почему-то считалось абсолютным цент ром Лабиринта и о котором в религиозных книгах говорилось как о м е сте, куда Минотавр и поместил изгнанных им «долабиринтян». Святи лище это представляло собой единственную в известной части Л а би ринта секцию в форме круга. Диаметром в несколько десятков метров, он был обнесен низкой стеной, выполненной неизвестными строителями из вулканических пород. Факт «центральности» святилища, как и идея о существовании выхода из Лабиринта, никогда не подвергался сомне нию, несмотря на известную шутку, бытовавшую среди научной моло дежи; «Если у тебя нет точки опоры, ты долж ен ее выдумать». Впрочем, сенсационное открытие одного школьника из Западной деревни, послул<ившее поводом для этой экспедиции, как будто вполне подтверждало достоверность этого факта о святилище. Изучая карты известных областей Лабиринта, он случайно стал подсчитывать коли чество секций, которые целиком умещались м ежду смежными окружно стями, проведенными из центра святилища по правилу последователь ного удвоения радиуса, а затем попытался определить закономерность, по которой, с удалением от центра, оно возрастало. После долгих поис- 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2