Сибирские огни, 1989, № 10
Старик обращается к Минолайнену с речью, и у того, уставшего от потрясений и тем не менее вновь потрясенного, немеет язык: старик на чистейшем финском осведомляется о его имени! «Меджун Минолайнен»,— наконец произносит путешественник. В ходе дальнейшего разговора он узнает, что перед ним один из советников вождя местной деревни, являющийся одновременно началь ником местного отряда по спасению заблудившихся в Лабиринте (д а лее^ в книге, говоря о Лабиринте, автор писал это слово только с боль шой буквы). Поселение, в котором находится Минолайнен, называется Южной деревней. Советник принимает Минолайнена за некоего «чело века с Севера» и грозит ему карами за нарушение законов о путешест вии по Лабиринту. Внезапно Минолайнен осознает, что рассказывать ему об истории своего путешествия означало бы заявить о себе как о сумасшедшем , и он поспешно соглашается с версией своего собеседни ка. К моему глубокому сожалению , из большой главы, в рукописи сл е довавшей непосредственно после указанных выше событий и посвя щенной, по большей части, истории и укладу жизни обитателей Л а би ринта, я запомнил до обидного мало и могу изложить лишь сведения такого типа, какие обычно приводятся в кратких политических спра вочниках или энциклопедиях. По словам анонимного автора «Последствия», история Лабиринта насчитывала несколько тысячелетий. Впоследствии, посещая библиотеки Южной и Центральной д ер е вень, где находились самые древние и обширные книгохранилища страны, Минолайнен прочел множество книг по истории, пытаясь по нять, как люди попали в эту гигантскую и бессмысленную ловушку. Од нако, как и в случае истории человечества, начало лабиринтской было довольно туманным и двусмысленным и, по существу, представляло с о бой мифологию, носившую отчетливо религиозный характер. Согласно ей, в «долабиринтские» времена люди жили на огромных лесистых равнинах, а затем , за некий неизвестный и великий грех, совершенный древними предками лабиринтян, главный и всемогущий бог лабиринт ской религии Минотавр изгнал их в собственноручно воздвигнутый им Лабиринт, обрекая их, таким образом , на вечные поиски выхода и, р а зумеется, на поиски средств пропитания и защиты от враждебных им явлений природы. Интересно, что в религии лабиринтян была и анало гичная христианской, идея о Страшном суде, согласно которой одн аж ды стены Лабиринта должны будут рухнуть, после чего взору туземцев представится Минотавр и устроит грандиозный судебный процесс над лживыми и восставшими из могил мертвыми, в связи с их деяниями мо рально-этического порядка. В результате этого процесса оправданные и нев^ 1 новные должны будут получить право на возвращение в «утрачен ный рай», не оправданных ж е грешников (которых, судя по случайным упоминаниям автора книги, здесь было предостаточно) ожидало вечное блуждание в специально приготовленных на этот случай галереях под земного лабиринта. Забегая вперед, замечу, что, как было видно из рукописи, за не сколько лет жизни в Лабиринте Минолайнен не встретил ни единого упоминания о внешности Минотавра, не говоря уж е о его и зображ е- ниях. Обитаемую часть Лабиринта, составлявшую по площади около д е сяти тысяч квадратных километров, населяло до трехсот тысяч чело в ек— таковы были данные, приведенные в «Последствии». Однако в этих данных не учитывались многочисленные, по утверждению лабирин тян, отшельники и д аж е целые их группы, затерявшиеся в малоизучен ных областях Лабиринта и по разным причинам и в разные времена покинувшие «метрополию». Кроме Южной, в Лабиринте было еще че тыре больших деревни, одна из которых, Центральная, находилась в центре, а остальные, как и Южная,— в вершинах почти правильного ромба, обрамляющего обитаемую область. 18
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2