Сибирские огни, 1989, № 10

Старик обращается к Минолайнену с речью, и у того, уставшего от потрясений и тем не менее вновь потрясенного, немеет язык: старик на чистейшем финском осведомляется о его имени! «Меджун Минолайнен»,— наконец произносит путешественник. В ходе дальнейшего разговора он узнает, что перед ним один из советников вождя местной деревни, являющийся одновременно началь­ ником местного отряда по спасению заблудившихся в Лабиринте (д а ­ лее^ в книге, говоря о Лабиринте, автор писал это слово только с боль­ шой буквы). Поселение, в котором находится Минолайнен, называется Южной деревней. Советник принимает Минолайнена за некоего «чело­ века с Севера» и грозит ему карами за нарушение законов о путешест­ вии по Лабиринту. Внезапно Минолайнен осознает, что рассказывать ему об истории своего путешествия означало бы заявить о себе как о сумасшедшем , и он поспешно соглашается с версией своего собеседни ­ ка. К моему глубокому сожалению , из большой главы, в рукописи сл е­ довавшей непосредственно после указанных выше событий и посвя­ щенной, по большей части, истории и укладу жизни обитателей Л а би ­ ринта, я запомнил до обидного мало и могу изложить лишь сведения такого типа, какие обычно приводятся в кратких политических спра­ вочниках или энциклопедиях. По словам анонимного автора «Последствия», история Лабиринта насчитывала несколько тысячелетий. Впоследствии, посещая библиотеки Южной и Центральной д ер е ­ вень, где находились самые древние и обширные книгохранилища страны, Минолайнен прочел множество книг по истории, пытаясь по­ нять, как люди попали в эту гигантскую и бессмысленную ловушку. Од­ нако, как и в случае истории человечества, начало лабиринтской было довольно туманным и двусмысленным и, по существу, представляло с о ­ бой мифологию, носившую отчетливо религиозный характер. Согласно ей, в «долабиринтские» времена люди жили на огромных лесистых равнинах, а затем , за некий неизвестный и великий грех, совершенный древними предками лабиринтян, главный и всемогущий бог лабиринт­ ской религии Минотавр изгнал их в собственноручно воздвигнутый им Лабиринт, обрекая их, таким образом , на вечные поиски выхода и, р а ­ зумеется, на поиски средств пропитания и защиты от враждебных им явлений природы. Интересно, что в религии лабиринтян была и анало­ гичная христианской, идея о Страшном суде, согласно которой одн аж ­ ды стены Лабиринта должны будут рухнуть, после чего взору туземцев представится Минотавр и устроит грандиозный судебный процесс над лживыми и восставшими из могил мертвыми, в связи с их деяниями мо­ рально-этического порядка. В результате этого процесса оправданные и нев^ 1 новные должны будут получить право на возвращение в «утрачен­ ный рай», не оправданных ж е грешников (которых, судя по случайным упоминаниям автора книги, здесь было предостаточно) ожидало вечное блуждание в специально приготовленных на этот случай галереях под­ земного лабиринта. Забегая вперед, замечу, что, как было видно из рукописи, за не­ сколько лет жизни в Лабиринте Минолайнен не встретил ни единого упоминания о внешности Минотавра, не говоря уж е о его и зображ е- ниях. Обитаемую часть Лабиринта, составлявшую по площади около д е ­ сяти тысяч квадратных километров, населяло до трехсот тысяч чело­ в ек— таковы были данные, приведенные в «Последствии». Однако в этих данных не учитывались многочисленные, по утверждению лабирин­ тян, отшельники и д аж е целые их группы, затерявшиеся в малоизучен­ ных областях Лабиринта и по разным причинам и в разные времена покинувшие «метрополию». Кроме Южной, в Лабиринте было еще че­ тыре больших деревни, одна из которых, Центральная, находилась в центре, а остальные, как и Южная,— в вершинах почти правильного ромба, обрамляющего обитаемую область. 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2