Сибирские огни, 1989, № 10
плит красноватого цвета. В одной из стен на высоте своего роста Ми- нолайнен видит круглую дыру, в которую влезает без особых размыш лений, и, спрыгнув в коридор, образуемый аналогичными стенами, об ращается в бегство. Насколько я помню, в книге почему-то подробно описывались громкость и тембр криков, издававшихся им в ходе этого бега. К этому месту книги как раз и относился первый по порядку из спасенных обрывков рукописи, часть которого я счел нужным привести ниже: «В то же время иногда, устав от этих диких излияний ужаса, он бежал молча, как хищный зверь, бегущий по делу, не терпящему шума...» Солнце исчезает за стенами коридора, и он движется практически 6 полной темноте; лишь высоко вверху видна ослепительная полоска бледно-голубого неба. Пробежав несколько часов по коридору, Мино- лайнен оказывается на развилке трех лучеобразно расходящихся пу тей, несколько шире предыдущего, но также обнесенных гигантскими стенами, и, после недолгих колебаний, сворачивает в крайний справа и бежит по нему еще какое-то время, еще исполненный надежд на ско рое спасение. Наконец, он выбегает на площадку, имеющую значи тельно большие размеры, чем первая и по-прежнему окруженную сте нами, на правильности исполнения которых лежит очевидный, на пер вый взгляд, след человеческого творчества. В каждой из стен он видит по невысокому узкому проему, будто специально сделанному для того, чтобы сквозь него могли пройти лю ди. Это обстоятельство придает Минолайнену уверенность в будущем, однако, проверив все проемы, он видит одинаковые каменистые пло щади, величиной с футбольное поле и совершеь.ю лишенные всяких признаков присутствия человека. По какому-то бессознательному предпочтению Минолайнен выби рает площадь справа и, выйдя на нее, выглядывает в ближайший про ем. Страшная догадка пронзает его сознание — он в лабиринте! Д а л е ко перед собой он видит бесконечную анфиладу своеобразных каменных отсеков, разделенных перегородками с проходами. Минолайнен садится перед входом в анфиладу и погружается в долгое раздумье и, наконец, принимает единственно более или менее логичное решение — двигаться все время вдоль одной непрерывной поверхности, хотя и понимает, как бесконечно мала вероятность, что она окажется именно той, которая ведет к выходу из лабиринта. Нацарапав на стене у входа в анфиладу свои инициалы, Минолай нен пускается в путь. Пройдя несколько километров одинаковых скво зных отсеков, не имевших боковых проемов, он упирается в глухую стену и здесь его впервые покидает то относительное равнодушие, ко торое, по словам автора рукописи, охватило его после первого потрясе ния. «Мелкой безумной трусцой», по его собственному выражению, которое врезалось мне в память, Минолайнен возвращается назад и входит в следующий по порядку проем в той ж е стене (насколько пом нится, их в ней было множество). Пройдя и эту анфиладу, он вновь упирается в тупик. Цитирую несколько абзацев из второго обрывка рукописи, из ко торых явствует, как развивались дальнейшие события невольного пу тешествия Минолайнена: «Сил в первый день у него хватило еще на две такие ан филады. Уткнувшись в четвертый тупик, Минолайнен пова лился на землю и заплакал, как ребенок, потерявшийся на ярмарке... На пятый день он совершенно выбился из сил. Ему ка за лось, что он непрерывно сходит с ума и никак не может ли шиться рассудка окончательно — сознание вновь и вновь возвращалось к нему, вв ер гая его в нестерпимое понимание своего положения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2